Профессия редактор с нуля до pro

Детский редактор

Это особый вид редакторов, у которого самый притязательный читатель – дети. И большая ответственность перед ними, чтобы книги выходили грамотными, интересными и красочными.

Они востребованы:

Детскому редактору необходимо разбираться и интересоваться детской психологией, а еще лучше иметь своих детей, но это совсем не обязательно. Понимать какие темы и герои интересуют современных детей, если мы говорим о детях постарше. Можно закончить курсы или даже получить какое-то начальное образование в сфере детской психологии.

Работа редактора, в принципе не важно какого детского, литературного, научного и т.д, подразумевает организаторскую и передовую деятельность. Поэтому в этой профессии важны следующие качества:

  1. Умение общаться и выстраивать деловые отношения с людьми. Попадаются разные авторы, хорошо, если он готов к сотрудничеству и адекватно воспринимает необходимость исправлений. А есть ведь и такие «я художник и я так вижу», вот тут нужен дар убеждения.
  2. Аналитический склад ума, при этом иметь творческие способности.
  3. Уметь вести переговоры.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Знание русского языка и правил правописания. Без этих знаний редактор не сможет улучшить текст, а даже наоборот – сделает еще хуже.
  6. Свободное владение персональным компьютером.
  7. Ответственность. Редактор должен понимать, что он наравне с автором играет важную роль в написании текста. Очень часто бывает, что грамотная корректировка исходного материала делает, например, книгу бестселлером.
  8. Усидчивость и дотошность.
  9. Уважение к автору. Редактор по максимуму должен уметь сохранить авторский стиль изложения, но при этом, чтобы он не противоречил нормам и правилам русского языка.
  10. Огромная работоспособность. Им приходится читать колоссальные объемы текстов. Зачастую у редакторов не одна и не две рукописи в работе, а гораздо больше. Им необходимо умение быстро переключаться с рукописи на рукопись, с темы на тему.

Должностные обязанности

Главный редактор телевидения и радиовещания:

2.1. Организует работу по созданию телевизионных и радиопрограмм, обеспечивает их соответствие определенной тематической направленности.

2.2. Разрабатывает концепцию телерадиовещания.

2.3. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, другими организациями, в том числе общественными.

2.4. Возглавляет разработку перспективных и текущих календарно-тематических и производственных планов в соответствии с утвержденной сеткой вещания.

2.5. Участвует в разработке проектов художественного оформления телевизионных и радиопрограмм.

2.6. Координирует работу по созданию телевизионных и радиопрограмм.

2.7. Принимает готовые программы, контролирует их качество, утверждает микрофонные материалы.

2.8. Участвует в подготовке наиболее сложных и ответственных программ.

2.9. Организует работу по заключению договоров с авторами и участниками программ, следит за их выполнением.

2.10. Принимает решения об одобрении или отклонении представляемых на рассмотрение материалов, регулирует разногласия между авторами и редакторами.

2.12. Контролирует соблюдение установленных сроков представления материалов.

2.13. Обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, технических средств, необходимые условия для повышения квалификации кадров и создания творческой атмосферы в коллективе.

2.14. Принимает меры, направленные на сокращение сроков и улучшение качества подготавливаемых телевизионных и радиопрограмм.

2.15. Проводит работу по внедрению отечественного и зарубежного опыта создания телевизионных и радиопрограмм, совершенствованию форм и видов телерадиовещания.

2.16. .

Главный редактор, шеф-редактор и выпускающий: в чем разница?

По иерархии выше всех находится главный редактор, затем – шеф и далее – выпускающий. Чем выше «ранг», тем больше человек занимается управлением и меньше работает с текстами. Ниже в таблице указано, что входит в обязанности каждого специалиста:

Обязанности главного редактора Обязанности шеф-редактора Обязанности выпускающего редактора
Руководитель издания. Управленческая должность. Определяет редакционную политику. С авторами обычно не работает. Проверяет и дорабатывает редакционные материалы. Руководит всеми редакторами и корректорами. Отсматривает материалы перед публикацией. В онлайн-СМИ ставит материалы в ленту. Контролирует график подготовки материалов.

Такое деление больше характерно для крупных СМИ. В небольших редакциях все обязанности может выполнять один специалист. Функции могут отличаться в зависимости от места работы.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст – это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Какие знания и навыки должен иметь редактор?

Чтобы стать редактором нужно:

  • хорошо владеть языком (разбираться в грамматике, орфографии, пунктуации, стилистике);
  • быть специалистом в своей «нише»;
  • иметь аналитический склад ума, умение быстро анализировать ситуацию;
  • обладать широким кругозором;
  • быть хорошим организатором.

Важные качества, без которых не получится хорошего специалиста — креативность и умение держать удар.

Кстати, последнее качество очень важно, ведь работать предстоит с разными людьми, некоторые из которых нетерпимо относятся даже к обоснованным отказам, терпеть не могут, когда правят их текст и вообще считают подобную работу лишней. Редактор — востребованная профессия, так как с развитием интернет-ресурсов запрос на грамотных специалистов возрастает

Редактор — востребованная профессия, так как с развитием интернет-ресурсов запрос на грамотных специалистов возрастает.

Главный редактор — ключевая фигура в СМИ

Кто же такой главный редактор? Он — ключевая фигура в СМИ. И это не просто тезис. Главред координирует работу редакции, единолично несет ответственность за информационное наполнение издания, его содержание и выпуск. От управленческого таланта главного редактора зависит слаженная работа всех служб редакции.

  1. тренер — нужно уметь правильно расставлять игроков и составлять правильные комбинации под каждую из задач;
  2. художественный руководитель театра — в его прокуренный кабинет ежедневно приходят плакаться «актеры» и «актрисы» труппы. В издании работают живые творческие люди, которые могут сломаться. И главред для них выступает в роли психотерапевта, чтобы они вышли на спектакль вовремя и хорошо его сыграли;
  3. шаман — он несет тайное знание, направляет «племя». Бьет в бубен, вдохновляя соратников на работу. «Ведь люди собираются в редакции не для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы показать свою картину мира. За каждым хорошим изданием стоит большая идея», — подчеркнул Иван.

Главный редактор, без сомнения, представляет лицо издания. Это престижная миссия. Кому-то покажется, что возглавив редакцию, можно взойти на трон, что главред — небожитель, ведущий красивую жизнь. Он регулярно попадает в светские хроники, получает подарки от рекламодателей, ведет переговоры.

Представительские функции входят в обязанности главного редактора. Но это лишь имиджевая часть его деятельности. Главред занимается привлечением инвестиций, работает с рекламодателями, перераспределяет финансовые потоки, на нем лежит ответственность за каждого сотрудника в коллективе.

Но чтобы издание было живым и ярким, имело свое лицо, свой почерк, свой стиль, главный редактор должен быть не только управленцем. Он просто обязан быть хорошо пишущим человеком, вникать во все творческие процессы в коллективе. А еще — чувствовать, какой материал нужен в конкретный момент, находить правильный язык для общения со своим читателем.

Главреду нужно уметь переключаться с творческих процессов на управленческие, быть в курсе всех важных редакционных дел. Причем, не просто переключаться, а быть одновременно везде. Однако во всем нужна мера. Главный редактор в ответе за каждую ошибку своего СМИ, здесь нет других стрелочников. Но попытки тотального контроля всех процессов приводят к физическому и эмоциональному выгоранию

Поэтому для главреда важно правильно делегировать полномочия

В небольших изданиях сделать это не так просто. Главный редактор возглавляет коллектив,состоящий из нескольких штатных журналистов. Он воистину «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он — стратег и тактик, журналист и маркетолог. 

Как стать редактором и где можно учиться?

Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:

Название курса и ссылка на него

Описание

Коммерческий редактор (университет Skillbox)

Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое.

Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления.

Коммерческий редактор (университет Нетология)

Позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции бильд-редактора (подбор фото и иллюстраций), оформлять контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания популярного проекта, а также опыт работы, который можно указать в портфолио. Курс подходит людям, которые хотят работать в корпоративных СМИ.

Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов

Также важно умение управлять коллективом

Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Направления работы редактора

Главный редактор отвечает за все издательство, за направление его работы, тематику, определяет финансовые и маркетинговые стратегии.

Также можно выделить литературных редакторов – они занимаются подготовкой книг к печати, их корректурой, сохраняя при этом авторский стиль.

Технические редакторы отвечают за полиграфическое качество издания и за то, чтобы готовый текст был удобен для чтения.

Художественные редакторы ответственны за весь дизайн издания, а также за то, чтобы иллюстративный материал соответствовал требованиям как общей стилистики, так и законодательства.

Научные редакторы являются специалистами в какой-то определенной области и гарантируют надежность и достоверность информации, предоставляемой в публикуемых материалах.

Необходимо понимать, что в разных сферах требования к редактору также будут иметь свои особенности. Так, в обязанности редактора на телевидении входит поиск и подготовка новых тем для программ, разработка сценария для них и даже написание титров. При подготовке ток-шоу редактор может заниматься вопросами, относящимися к участию в программе гостей, поиску героев для передач.

Редактор новостей должен постоянно держать руку на пульсе, понимать, что актуально в каждый конкретный момент. Такие специалисты постоянно следят за новостными лентами и интернет порталами, отбирают самые интересные сообщения, занимают организацией съемок на различные темы, а также редактируют все готовящиеся к эфиру сюжеты.

Для работы редактора важно понимание того, какова аудитория у каждого конкретного издания, потому что именно этот специалист следит за тем, чтобы статьи говорили с читателем на одном языке. Ведь параграф из школьного учебника, раздел энциклопедии или статья из популярного журнала не могут быть написаны в одном стиле, даже если они посвящены одной и той же тематике

Кроме подобной работы с текстами редакторы занимаются просмотром всех работ, приходящих в издательство и решают, что из полученных материалов должно быть опубликовано и когда.

Общее описание

Шеф-редактор — правая рука главного редактора. Он участвует в формировании концепции издания и координирует работу редакционного коллектива.

Во время отсутствия главного редактора выполняет его обязанности: ищет новых авторов, выбирает темы для номера, утверждает иллюстрации, контролирует редакторов, корреспондентов, корректоров и верстальщиков.

Обязанности этого специалиста обусловлены видом СМИ (телевидение, радио, печать, интернет) и масштабами издания. В небольших изданиях обычно функции шеф-редактора и главного редактора выполняет один человек. А в крупных СМИ шеф-редактор отвечает за одно тематическое направление (например, организация информационного вещания или создание социальных репортажей).

Дать какую-либо общую дефиницию этой профессии трудно. Так, на телевидении шеф-редактор часто следит за выпуском, раздает задания корреспондентам или главам отделов, координирует их работу, связывается при необходимости с нужными людьми, то есть фактически занимается тем же, чем выпускающий редактор в печатных СМИ. При этом существует деление: шеф-редактор новостных, информационных или развлекательных программ. В печатных СМИ, как правило, шеф-редакторы имеют обязанности либо выпускающего редактора, либо, что более вероятно, заместителя главного редактора. В интернет-изданиях шеф-редакторы могут выполнять функционал как замглавного, так и просто редактора.

Итак, шеф-редактор – это сотрудник, занимающий вторую ступень в редакционной иерархии. Он должен обладать, с одной стороны, выдающимися лидерскими качествами, которые необходимы для утверждения его авторитета в рабочем коллективе, а с другой – уметь быть на вторых ролях, поскольку первое лицо в редакции – это главный редактор. Шеф-редактор может курировать одно либо несколько направлений деятельности СМИ, не забывая при этом и о своих журналистских обязанностях.

Образование

Шеф-редакторами могут быть как люди с журналистским, филологическим образованием, так и получившие диплом другого профиля, к примеру, экономиста или переводчика. Однако образование в этой профессии лучше всего иметь гуманитарное. В идеале шеф-редактору хорошо бы иметь два диплома: журналиста и профильный для издания, в котором он работает. Однако солидный опыт работы в средствах массовой информации, самообразование или специализированные курсы вполне могут восполнить отсутствие/недостаток знаний и навыков в какой-либо узкой области.

Традиционно лучшим вузом в России, где готовят журналистов, считается МГУ им. М. В. Ломоносова. Также высоко котируются выпускники МГИМО, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ, бывший Институт иностранных языков им. Мориса Тореза), РУДН. Специальность «издательское дело и редактирование» есть в Московском государственном университете печати (МГУП) и в Московском государственном социально-гуманитарном институте (МГСГИ). Такой специальности, как «шеф-редактор», в перечисленных вузах нет, поскольку данную позицию нельзя занять сразу после получения диплома о высшем образовании, до нее нужно дорасти.

Что касается управленческих навыков, то существуют специальные менеджерские курсы. Однако два-три месяца или даже полгода обучения на них не смогут сделать из человека грамотного управленца – подобные компетенции приходят исключительно с опытом.

Особенности профессии

Бьюти-редактор – не просто опытный автор, а человек, который наполняет продукт или бренд смыслом. Он создает материалы, которые станут олицетворением товара, их будут использовать при оформлении упаковок, в рекламе и для решения иных коммерческих задач. Профессия не требует узкопрофильного образования, чаще всего эту сферу выбирают люди, которые обладают литературным талантом, знают основы маркетинга и PR, а также активно интересуются бьюти-индустрией. Бьюти-редактор не только занимается неймингом, но специализируется на выполнении других работ:

  • полезные статьи для глянцевых и онлайн-журналов;
  • управление штатом авторов, которые работают в компании или редакции;
  • создание обзоров брендов;
  • организация и проведение интервью с известными личностями;
  • посещение бьюти-мероприятий, создание пресс-релизов и обзорных материалов по итогам события.

В России профессия не слишком распространена, в США бьюти-редакторы получают около 30-70 тыс. долларов в год, в крупных городах ставка может быть более высокой. В России функцию бьюти-копирайтеров могут выполнять филологи, маркетологи, специалисты в области модной индустрии и других направлений.

Как стать редактором и где можно учиться?

Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:

Название курса и ссылка на него Описание
Коммерческий редактор (университет Skillbox) Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое.
Редактор с нуля до PRO Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления.
Коммерческий редактор (университет Нетология) Позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции бильд-редактора (подбор фото и иллюстраций), оформлять контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания популярного проекта, а также опыт работы, который можно указать в портфолио. Курс подходит людям, которые хотят работать в корпоративных СМИ.

Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов

Также важно умение управлять коллективом

Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Зарплата редактора моды

Заработная плата редактора моды зависит от популярности и престижности издания, в котором он работает, а также от его профессионализма и опыта работы.

Карьерный рост

Редактор моды может стать главным редактором журнала или интернет-ресурса, либо занять другую руководящую должность в его структуре. Сама по себе эта должность также является определенной ступенькой карьерного роста, то есть устроиться сразу редактором практически невозможно (если у соискателя не было опыта в этой работе). Сначала придется потрудиться, например, рядовым автором.

Профессиональные знания

  1. Интернет-журналистика.
  2. Жанры в периодической печати.
  3. Организация работы редакции.
  4. Литературное редактирование.
  5. Стилистика.
  6. Техника и технология СМИ.
  7. Компьютерная верстка, комьютерный дизайн.
  8. История моды.
  9. Цветоведение.
  10. Материаловедение.

Известные редакторы моды

  1. Лана Нисневич, редактор раздела моды интернет-портала «Cosmopolitan Russia».
  2. Эммануэль Альт, главный редактор «Vogue Paris».
  3. Виктория Давыдова, главный редактор российского издания «Vogue».
  4. Синди Лейв, модный редактор «Glamour».

Факты из истории

Как появилась профессия редактора?

Профессия возникла вместе с появлением первых рукописных текстов. В частности, уже тогда нужен был человек, который бы контролировал работу переписчиков.

Он проверял не только отсутствие грамматических ошибок, но так же и правильность переписанного текста. Позже, в Средние Века, редактор выполнял скорее работу цензора. В частности, он не пускал в свет вещи, которые противоречили установленным нормам.

С развитием книгопечатания престиж профессии резко пополз вверх и с тех пор только возрастает. Развитие интернета и возникновение огромного количества сайтов требует качественного контента, а значит и здесь не обойтись без грамотного редактора.

Оплата труда

Заработная плата шеф-редактора в издании со штатом в пять человек и в крупном СМИ существенно различается. В то время как доход первого может выражаться более чем скромной, по московским меркам, суммой в 30 000 рублей, второй может зарабатывать до 20 000 евро и больше. Разумеется, многое зависит не столько от размера издания, сколько от самого человека, его навыков, знаний, харизмы и, главное, опыта работы. Не малую роль, конечно, играет и известность тех изданий, в которых кандидат работал, успешность возглавляемых им проектов и так далее. Работодатели готовы платить людям из тех СМИ, названия которых у всех на слуху.

Учебно-тематический план

Введение

Программа курса рассчитана на 564 часа для слушателей, обучающихся с отрывом от производства. Программа рассчитана на переподготовку творческих работников телевидения и информационных агентств, а также лиц с высшим образованиям по другим профессиям и получения ими дополнительного профессионального образования.

Общекультурные лекции и практические занятия предлагают современные эстетические ориентиры, прогрессивный научный взгляд на развитие культуры и искусства. Увлекательные занятия дают мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Изучение новейших цифровых и компьютерных технологий в сфере работы с информационными потоками поможет нашим выпускникам работать успешно.

Учащиеся в Школе слушают и лекционные часы, и знакомятся с предметами глубже на теоретико-практических занятиях.

Методика обучения такова: большее или меньшее количество часов на тему зависит от специальной направленности профиля обучения и строится по принципу спирали – первые часы дают вводное обобщение в концентрированном виде, (например, минимум в 4 часа) последующие часы (например, 16) углубленно раскрывают эту тему, соответственно задачам профиля специальности.

Для каждой специальности выбираются наиболее важные предметы для углубленного изучения. Так образуется количество часов в УТП по каждой специальности.

Методической особенностью программы является введение ролевых игр.

Процесс обучения сочетает теорию, ролевые и деловые игры, практические задания на занятиях, самостоятельные практические проекты.

Лекции дают общепрофессиональные теоретические и информационные основы. Необходимость подготовиться к ролевой игре повышает мотивацию к усвоению лекционного материала.

Ролевые и деловые игры – многофункциональный вид обучения, направленный на усвоение теоретического материала, а также на развитие импровизационности, общения, реакции, командности и пр.

Практические занятия по группам содержат теоретический материал и его апробирование на практике.

Домашнее задание дают возможность самостоятельно осваивать материла и получить от преподавателя объективную оценку

Раздаточные материалы в сжатой форме предоставляют информацию

Недостатки профессии редактор

Интересная творческая работа никогда не разочаровывает, если она – призвание. Но, все же, в работе редактора существуют «минусы», связанные с рядом профессиональных заболеваний:

  • Большие умственные, эмоциональные нагрузки, влияющие на нормальную работу нервной и сердечнососудистой системы;
  • Ежедневное сидение за монитором, при неправильном распределении нагрузки, приводит к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата;
  • Нарушение зрения тоже связано с постоянной нагрузкой.

О проблемах лучше знать заранее, чтобы предупредить их. Редактор должен планировать работу так, чтобы чередовать ее с физическими нагрузками и прогулками на свежем воздухе. Правильное планирование рабочего времени позволит избежать не только профессиональных заболеваний, но и чувства неудовлетворенности в работе, поможет добиться больших успехов.

О пользе плана «Б»

Я мечтала учиться в Российском государственном гуманитарном университете и после школы подала документы на факультет журналистики. В лето моего поступления ещё не существовало ЕГЭ, поэтому я сдавала сначала выпускные экзамены, а потом вступительные. На журналистику, к сожалению, не прошла — завалилась на моём любимом сочинении. Попробовала поступить на исторический факультет РГГУ, но и тут меня ждала неудача.

Никакого запасного плана у меня не было, я очень расстроилась, впала в уныние и опустила руки. Целыми днями смотрела только появившийся «Дом-2», ела мороженое и жалела себя. Увидев, в каком я настроении, мама решила помочь и нашла другой вариант — МПГУ, факультет филологии, куда принимали во вторую волну в августе. На филологическом факультете тогда было отделение журналистики, сейчас это уже отдельный факультет. Я сдала экзамены и очень легко поступила. Возможно, конкурс был ниже, а возможно, я просто расслабилась, и это помогло мне на экзаменах.

Описание профессии

Редактор – это специалист, занимающийся проверкой на грамотность и стилистику, исправлением текста, статьи, издания и составлением содержания передачи (радио, телевидение, онлайн-контент).

Многим кажется, что профессия редактора не только древняя, но и устаревшая. И что работа редактора – рыться в рукописях авторов и править их красной ручкой. Но сегодня дело обстоит совсем не так. Профессия редактора остается актуальной и в наше время. Несмотря на то, что сегодняшняя пресса издается не только на бумаге, но и на цифровых носителях, в интернете и соцсетях, везде нужен редактор. Теперь редактор – это не просто специалист, который профессионально «готовит к выходу в свет» произведений или изданий целиком, он еще и отвечает за разработку концепции таких изданий, работу не только с текстами, но и иллюстрациями. От профессионализма его деятельности зависит успех информационного продукта на рынке. Поэтому редактор просто обязан знать экономику издательского дела, основы технологии полиграфического производства. В идеале редактор должен быть компетентным в деятельности любого своего сотрудника.

Мало того, редактор нужен везде – не только в издательствах и средствах массовой информации – бумажных и цифровых – а еще на радио и на телевидении – везде, где нужно ориентироваться в стилистических тенденциях, делать выпускаемый информационный продукт интересным, ярким и запоминающимся.

Но если мы за основу возьмем печатный текст, поскольку даже телевидение и радио – это тот же текст, но одухотворенный ведущими или актерами, то профессия редактора состоит в отшлифовке тех «сырых» статей, которые приносят авторы. Понятно, что ни одно авторитетное издание не может себе позволить публиковать «что попало» – скучные бестолковые тексты, даже с ошибками. Так вот – для того, чтобы не допустить публикации таких некачественных материалов, чтобы сделать все статьи грамотно и красиво написанными, изложенными в едином, свойственном только этому изданию или медиа стиле, вот для этого и необходим редактор. Работа редактора и состоит в том, чтоб «отшлифовать до блеска» предложенные авторами тексты, устранить все недочеты и привести их в соответствие с требованиями издания, в котором он работает. Очевидно, что разношерстное издание, слепленное кое-как из статей, собранных отовсюду и мало соответствующих друг другу и по тематике, и по стилистике, никогда не станет авторитетным и уважаемым. Издание без редактора – как оркестр без дирижера.

Кто такой редактор и что он делает?

Редактор – это человек, который определяет, о чем писать и как писать, управляет работой журналистов, копирайтеров, контент-менеджеров. Проверяет тексты, готовит их к публикации. Планирует работу редакции. Отбирает новых авторов. Иногда и сам «берется за перо». Обязанности варьируются в зависимости от того, где работает редактор (онлайн-СМИ, журнал, телевидение, издательство и др.)

Это должность одновременно управленческая и творческая. Нужно организовывать других людей и при этом самому отлично уметь писать.

Обязанности редактора информационного сайта:

  1. Формировать редакционную политику издания (темы и стиль текстов), доносить ее до авторов.
  2. Собирать команду журналистов и базу потенциальных кандидатов.
  3. Составлять контент-план на месяц и обеспечивать его выполнение: распределять задачи, контролировать сроки подготовки статей, интервью, специальных проектов.
  4. Разработать систему оценки эффективности материалов.
  5. Принимать тексты: проверять фактическую информацию, выполнять литературное редактирование. При необходимости – дорабатывать материалы самостоятельно или возвращать их на доработку авторам.
  6. Готовить материалы к публикации: подбирать фотографии, оформлять тексты.
  7. Анализировать эффективность материалов после публикации, при необходимости – вносить коррективы в работу редакции.

Мы разобрались, кто такой редактор и чем он занимается. Теперь расскажем, какая иерархия есть в этой профессии.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.