Содержание
- Определяем: кто есть кто
- Признаки креативного человека
- Определение
- Как развить креативность?
- Что такое креативность
- Пример из практики: от паровых до бензиновых автомобилей
- Креатив в профессиональной сфере
- Что такое креативный мозг
- Плюсы и минусы профессии креативного директора
- Кто работает в креативных индустриях
- Методы мышления
- Для чего нужна креативность?
- Креативный или творческий?
- Что такое креативность
- Креативность: развитие
Определяем: кто есть кто
Конечно, можно применять все методы из первой фразы статьи, но все же основа для продуктивности и эффективности любой команды — это присутствие в ней людей с разными сильными сторонами (разнополярные сильные стороны). С другой стороны конфликтов в такой группе не избежать, так как у каждого типа личности свое понимание ситуации и образ мышления.
Сначала расшифрую определения каждого типа вкратце:
- Аналитик — анализирует, рассчитывает, опирается на факты и логику, любит ясность, четкость. Системный подход. Критичность мышления. Расчетливый, безэмоциональный, спокойный, жесткий.
- Креативщик — артистичный, интуитивный, авантюрный. Инновационный, мыслит масштабно. Непоседа, мечтатель, нереалистичный на первый взгляд, но предлагает интересные прорывные идеи.
- Доминант — любит контролировать, принимать решения, порядок и дисциплину. Негибкий, структурирован, пунктуален. Разборчивый. Нацелен на результат.
- Миротворец — эмоциональный, сочувствующий, интуитивный, общительный. Может убеждать других, генерит идеи. Важна работа в команде и хорошие отношения в коллективе, ищет комфорт и гармонию.
У каждого сотрудника есть определенный паттерн поведения. Вышеописанные типы личности могут быть как доминирующими, так и спорными (сотрудник обладает смешанным типом личности). Однако в этой статье акцент делается именно на тех сотрудников, у которых преобладает тип личности, нужный руководителю для создания эффективной команды.
В идеале команда должна состоять из этих четырех типов личности. Смотрите сами. Креативщик создает продукт и развивает, вносит новые идеи, которые просто необходимы для любой компании, желающей развиваться. Аналитик просчитывает риски, прибыльность, затраты и прочие подобные составляющие проекта, где речь заходит о цифрах или нужно проявить рациональность. Миротворец нужен для создания комфортного климата в коллективе и ощущения единой команды. Без него никак, потому что все четыре типа личности начнут конфликтовать между собой. А доминант берет всех этих ребят под контроль, объединяет-направляет результаты их деятельности в одно русло, и ведет команду к конечной цели.
Признаки креативного человека
И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.
По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?
- Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
- Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
- У креативных людей отличное чувство юмора.
- Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
- Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
- Им интересен сам процесс, а не только результат.
- Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
- Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
- Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
- Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
- Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.
Определение
Креативность – одно из главных качеств, определяющих успешность человека в современном мире. Она повышает адаптационные характеристики человека, т. е. его способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
Слово “креативность” происходит от английского creativity, что означает “созидание”. Креативный человек постоянно создает что-то новое: предметы, методы, концепции, подходы. Этим он обогащает наш мир и вносит свой вклад в эволюционное развитие.
Креативные способности опираются на 2 компонента психики: интеллект и воображение.
Интеллект позволяет человеку получать, анализировать и перерабатывать информацию, поступающую от окружающего мира. Он ищет причинно-следственные связи между объектами и явлениями, занимается прогнозированием возможных вариантов развития событий, оценкой перспектив и т. п.
Воображение берет в расчет данные, полученные с помощью интеллекта, и выходит за пределы их стандартного применения. Оно занимается поиском инновационных решений, разломом устаревших шаблонов и стереотипов.
Быть креативным человеком – значит быть способным выйти за рамки стандартного восприятия мира и сгенерировать уникальное и никогда ранее не применявшееся решение задачи. Такие люди – это революционеры и двигатели прогресса. Без них человечество все время топталось бы на месте.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Как развить креативность?
Существует 5 простых советов, которые помогут сделать первые шаги в развитии креативности:
1. Выработайте положительное отношение к процессу решения проблем
Процесс нахождения решения – крайне вдохновляющий с точки зрения креативного человека, поэтому, если вы хотите стать одним из них, то вы должны полюбить разбираться с определенными проблемами, которые требуют от вас нахождения соответствующего решения и выхода из ситуации. По мере того, как вы будете сталкиваться с новыми проблемами и находить их решение, вы будете становиться все более креативным.
2. Старайтесь находить не один, а несколько способов выхода из любой ситуации
Всегда пытайтесь придумать несколько вариантов решения проблемы, даже если первый пришедший в голову вариант кажется наиболее целесообразным. А вдруг всё же получился придумать что-то лучше? Не ограничивайте себя.
3. Расширяйте кругозор
В зависимости от того, как много вы знаете, вы можете находить подходящие решения, поскольку они не берутся из ниоткуда, а являются частью ваших знаний. Развивайтесь разносторонне — больше общайтесь с людьми, посещайте тренинги, семинары, приучите себя читать книги.
4. Творчески подходите к ежедневной рутине
Проявляйте творческий подход и изобретательность во всем, что вы делаете, даже если эти дела кажутся скучными и однообразными. А вдруг найдется более оптимальный и быстрый способ их выполнения? Никогда не останавливайтесь.
5. Учитесь видеть необычное даже в обычном
Пытайтесь заметить что-то уникальное даже в привычных для вас объектах. Это позволит обнаружить множество новых уникальных решений и возможностей.
Что такое креативность
Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.
Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему. В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков. Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.
Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.
Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.
Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале. Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике. У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.
И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.
Пример из практики: от паровых до бензиновых автомобилей
Паровая машина изначально считалась провальным изобретением; это было слишком громоздко и создавало большие трудности в управлении им. Первый угольный двигатель или первые бензиновые паровые двигатели также не считались успехами, так как они создавали такое большое отвлечение шума на дорогах общего пользования, что полиция запретила их дальнейшее использование.
Это был Эдвард Батлер,
который создал то, что многие назвали бы «футуристической моделью» трехколесного велосипеда с бензиновым двигателем, с двухцилиндровым мотором, карбюратором и зажиганием через свечу зажигания, выпущенную динамо-машиной в 1884 году. Это были днизаконов Красного флага при движении любого такого транспортного средства могут иметь серьезные последствия, если его скорость увеличилась с 4 миль в час на дорогах и до двух миль в час в населенных пунктах.
Название «Красные флаги» произошло от строгих законов, принятых при использовании любых таких форм коммутации, когда владелец любого такого транспортного средства должен нанять другого человека, идущего перед транспортным средством, с красными флагами и предупреждающего людей о приближающемся транспортном средстве, которое было все еще хорошо для владельцев этих автомобилей, поскольку более ранние законы присуждали смертные приговоры за такие изобретения.
Именно творческое решение проблем заставило этих господ осуществить свои мечты и воплотить в жизнь свои изобретения, даже перед лицом тяжелых последствий. Эти креативные мыслители можно считать отцами современного образа жизни XXI века.
Усилия по установлению связи между интеллектом и творческим решением проблем предпринимались много раз, но после многолетних исследований психологи пришли к выводу, что креативность — это не то же самое, что интеллект. Кто-то может быть гораздо более креативным, чем умным, или наоборот, без какого-либо влияния на другой параметр.
С продуктивным мышлением цель состоит в том, чтобы создать различные подходы и рассмотреть даже наименее очевидные или вероятные подходы. Творческое решение проблем создает желание продолжать искать различные подходы, даже если было найдено многообещающее решение проблемы.
Жесткое мышление имеет тенденцию приводить к неспособности решать проблемы, потому что такие методы решения проблем полагаются на прошлый опыт, чтобы быть успешным. Такие методы решения проблем, таким образом, называются репродуктивным мышлением.
Главная причина, по которой высокопродуктивные творческие мыслители создают так много богатых, разнообразных и расходящихся идей, заключается в том, что они ищут новую перспективу, которую никто не мог бы рассмотреть. Следовательно, первый шаг творческого решения проблемы заключается в том, чтобы повторно визуализировать проблему многими уникальными способами. Первые несколько способов рассмотрения проблемы могут быть слишком репродуктивными, чтобы предлагать уникальные решения.
С каждым различным уровнем реструктуризации понимание проблемы улучшается, что подводит мыслителя к корню проблемы. На этом этапе творческий мыслитель отказывается от всех шагов репродуктивного мышления, которые вытекают из их прошлого опыта, и переосмысливает проблему. Еще одна отмеченная способность творческих мыслителей заключается в том, что им удается оперировать между неоднозначными мнениями и несовместимыми субъектами.
Креатив в профессиональной сфере
Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.
Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.
В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.
Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?
- Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
- Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
- Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.
Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.
Что такое креативный мозг
Физиолог и исследователь мозга Наталья Бехтерева еще в 1960-е годы изучала особенности работы мозга творческих людей. Среди всего прочего она обнаружила детектор ошибок, и в связи с этим открытием появилась любопытная теория.
Детектор ошибок – это механизм в головном мозге человека, который реагирует на несоответствие события или действия той или иной привычной модели. Исследование говорит о том, что «в мозге есть система, которая отслеживает, правильно ли вы все делаете, то есть дает типовые решения вопросов».
Например, когда вы выходите из дома, а ключи забыли и чувствуете «что-то странное», – это, вероятно, детектор ошибок сигнализирует вам о забытой вещи.
В общем-то, это неплохой механизм для человека – он контролирует нас и бережет от недоразумений. Но иногда чересчур контролирует – даже сковывает. То есть не дает придумывать что-то новое и креативное.
Бехтерева предполагает, что у творческих людей детектор ошибок перестраивается на другой лад. Вместо того чтобы предлагать стереотипные варианты, он от них ограждает.
Есть и искусственный способ «отключить» на время этот механизм головного мозга – с помощью алкоголя, например. Но это вредно для здоровья, и долгосрочно заниматься творчеством в таком состоянии вряд ли получится.
Плюсы и минусы профессии креативного директора
Как и любая другая профессия, деятельность креативного директора имеет определенные преимущества и недостатки, с которыми желательно ознакомиться заранее любому человеку, который видит себя на подобной должности. Так, к плюсам профессии креативного директора можно отнести следующие характерные для нее особенности:
Высокая заработная плата. Чаще всего работа креативного директора предполагает получение достаточно высокой зарплаты, по крайней мере в сравнении со среднестатистическими работниками предприятия. А в компаниях, деятельность которых напрямую зависит от творчества и его качества — креативный директор может быть одним из наиболее высокооплачиваемых специалистов в принципе.
Творческая деятельность
Работа креативного директора практически неотделима от творчества — и это хороший аспект для тех людей, которым важно отсутствие рутины и решения сугубо технических задач. Практически всегда креативный директор напрямую связан с разработкой чего-то нового, будь это новая продукция, новые мероприятия и коммуникации, или же новые решения в рамках организационного или производственного процесса.
Возможность горизонтального карьерного роста
Во многих ситуациях продвижение по карьерной лестнице и переход в разряд руководящего персонала означает, что человек фактически перестает развиваться как специалист, посвящая себя исключительно управленческой деятельности. В контексте работы креативного директора — эта профессия не лишает его перспектив развития и по направлению горизонтальной карьеры, а во многом даже обеспечивает расширение своих возможностей, увеличение портфолио и повышения статуса и в рамках профессионального сообщества.
Повышение статуса. Работа в должности креативного директора сама по себе наделяет человека определенным статусом в глазах окружающих и семьи, что может быть значимым фактором для многих людей, задумывающихся о своей профессии и своем месте в социуме.
Растущая востребованность. Как уже было сказано ранее, сейчас сфера услуг становится все более востребованной и популярной в принципе. А значит, и профессия креативного директора с каждым годом будет становиться все более популярной и необходимой для работодателей. Таким образом, работа в этой сфере предоставляет определенные гарантии для достижения успеха в том числе и в будущем, что крайне актуально сейчас, когда многие профессии упраздняются за их ненадобностью из-за достижений научно-технического прогресса.
Конечно, у профессии креативного директора есть и определенные минусы. И о них лучше знать заранее, чтобы не столкнуться с проблемами в процессе и не разочароваться в выбранной работе, столкнувшись и с другими негативными последствиями. К недостаткам этой профессии можно отнести следующие ее особенности:
- Необходимость активного взаимодействия с людьми. Работа в роли креативного директора не подходит людям, являющимся интровертами по характеру. И если в других сферах управления можно снизить объем коммуникаций до минимально необходимого путем оптимизации рабочей деятельности, то в рамках работы креативным директором так сделать уже не получится.
- Высокий уровень конкуренции. Любая управленческая должность подразумевает значительную конкуренцию между желающими занять ее соискателями и потенциальными кандидатами. И работа в роли креативного директора не является исключением из данного правила.
- Наличие опыта работы и развитых творческих способностей. Для того, чтобы быть креативным директором, как уже упоминалось ранее, человек должен обладать выдающимися творческими способностями, а также опытом работы в сфере, в которой будут вести деятельность потенциальные подчиненные подобного руководителя. Кроме этого, может потребоваться также и подтверждение наличия организаторских талантов и навыков управления людьми.
- Ответственность. Любая управляющая должность предполагает значительный уровень ответственности занятого в ней специалиста. При этом работа креативного директора осложняется еще и тем, что творческая деятельность далеко не всегда может оперировать точными показателями и гарантировать определенное соответствие планов реальным возможностям, а также обеспечивать стабильное прогнозирование результатов, что может привести к возникновению конфликтов с вышестоящим руководством и иными представителями топ-менеджмента на предприятии.
- Повышенная нагрузка. Практически всегда креативный директор сталкивается с куда более высоким уровнем нагрузки, в сравнении с другими категориями работников — но этот недостаток точно также в том или ином виде является характерным для большинства представителей топ-руководства компании.
Кто работает в креативных индустриях
Алена Кукушкина
«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.
Креативные индустрии создают рабочие места не только внутри собственных индустрий, но и в других секторах экономики. В креативных индустриях может быть задействовано множество профессий. Практически все профессии, возникшие во второй половине XX и в XXI веке.
Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.
Третья группа — это современные ремесленники, которые массово создают креативный продукт: дизайнеры, музыканты, диджитал-художники, специалисты по программному обеспечению и вычислительным системам, фильммейкеры, журналисты.
Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.
Важной особенностью креативных индустрий является то, что создаются новые профессии. Профессии создаются под креативные задачи
Причем обучение часто идет внутри индустрии. Так как в традиционном образовании просто нет специалистов, которые могут обучить этим профессиям. Креативные индустрии похожи на космический корабль, внутри которого происходит технологическая революция. Во время полета корабль совершенствуется и радикально изменяется».
Максим Лозовский
«Как и любой рыночной компании, креативной организации нужны все типы специалистов — от администраторов до создателей новых продуктов. Разные отрасли требуют разных специализированных компетенций: архитекторы, 3D-графики, редакторы и так далее. Одно из главных умений — способность создавать новый контент в любых форматах. Спрос на количество и качество контента драматически растет, поэтому у них всегда будут перспективы».
Алексей Никишин
«В креативных индустриях нужен человек, который смотрит на продукт и делает его современным. Сегодня на рынке таких специалистов практически нет
Для тех, кто занимается креативными проектами, самое важное — это быть в современной культуре. Быть погруженным в нее
Обычно те, кто занимается современными проектами, сами не современны. Из-за этого происходит сбой».
Методы мышления
Что такое креативное мышление, креативные мысли?
Креативное мышление можно описать как умение творчески подходить к решению любой проблемы.
Способность думать и действовать нестандартно позволяет опережать конкурентов, создавать яркие, оригинальные вещи.
Творческое мышление необходимо в рекламе, маркетинге, бизнесе, искусстве. Однако оно пригодится и в любой другой области человеческой жизни.
Чтобы создать новую технику, также необходимо мыслить нестандартными категориями, уметь не только разработать прибор, но и представить, каким он должен быть и какие функции выполнять.
Разработаны методы, которые помогают проявиться творчеству:
Мозговой штурм. Наиболее популярный метод, используемый в различных областях
Участникам предлагается высказать как можно большее количество решений, неважно, насколько нереальными они кажутся. Изобрел Алекс Осборн , один основателей рекламной компании
Озвученные идеи затем развиваются, для этого используется метод ассоциаций.
Синектика. В основе лежит построение аналогий.
Контрольные вопросы. Они помогают правильно направить процесс генерации идеи. В основе метода , правильно поставленные вопросы.
Морфологический анализ. Составляется таблица, куда вносятся все интересующие параметры.
Фокальные объекты. К заданному объекту присоединяются признаки случайно взятых объектов.
Ментальные карты. Тони Бьюзен предложил рисовать интеллект-карты, которые позволяют быстро находить решение. В центре листа рисуется основная задача, а по бокам ассоциации к ней.
Метод шести шляп. Разработал Эдвард де Боно. Задача, проблема рассматривается с разных сторон, и автор предлагает «,примерить», шесть направлений мышления: научный подход, критическая оценка ситуации, взгляд оптимиста, эмоциональная оценка ситуации, нестандартность, управление.
Метод Уоллеса. Согласно ему вначале требуется напряжение, затем отход от проблемы, отвлеченность и озарение. В конце производится проверка данных и расчеты.
Для чего нужна креативность?
Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.
Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.
Креативный или творческий?
Помогает ли непривычное слово более точно обозначить действительность? Рассмотрим это на примере слова креативный.
Новейшее слово креативный с иностранным корнем и его производные креативность, креативщик раздражают многих: «зачем они нужны, когда есть наши прекрасные русские слова творческий, творчество, творец?» На первый взгляд перед нами абсолютные синонимы, то есть слова, ничем друг от друга не отличающиеся. Получается, употребляя иностранное слово креативный, говорящие и пишущие, по словам чеховской героини, «хочут свою образованность показать» или, выражаясь более жестко, выказывают недостаточное уважение к родному языку. Но так ли это?
Выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба утверждал, что в языке нет абсолютных синонимов, а есть наше плохое знание языка. Попытаюсь воспользоваться этой мыслью. Словарь Ожегова-Шведовой определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Замечу, что в этом определении объединены как духовные, моральные, высокие, так и материальные, бытовые ценности. Эту же мысль применительно к понятию «творчество» подчеркивают и многие другие авторы, считающие, что нет такой работы, которая не предполагает творчества.
Полностью соглашаясь с этим мнением, хочу подчеркнуть, что в приведенных рассуждениях никак не противопоставлен другой аспект творческой деятельности. Тот самый, который еще в советской прессе назывался «от идеи — до внедрения». Да и сейчас мы постоянно слышим, что у наших ученых пруд пруди разных блестящих идей и разработок, а вот до товарного продукта многие из них по разным причинам не доходят. Очевидно, что любая творческая деятельность — это процесс, в начале которого обязательно происходит выдвижение и разработка новой перспективной идеи. В результате могут быть созданы новые производства, появиться новые материалы, внедриться новые методики и т.д. Но может случиться и так, что ничего этого не произойдет, а останется только интересная идея и ее разработка. Однако творческая деятельность имеет место в обоих этих случаях.
Это очень существенное различие в понимании творческой деятельности как процесса и как результата язык не всегда отражает, хотя и должен. Например, слово создание из приведенного выше толкования слова творчество Ожеговым-Шведовой можно понимать как обозначение и процесса (Ученые заняты созданием нового лекарства), и его результата (Ученых наградили за создание нового лекарства).
Как мне кажется, словом креативный называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата. А слово творческий остается со своим исходным значением, не различающим деятельность результативную и, наоборот, безрезультатную.
Создание нового продукта требует не только творческой, но и однообразной, рутинной, скучной работы. Так вот, как мне кажется, словом креативность обозначается различная, но обязательно и творческая деятельность, работа на результат, ради создания конечного продукта.
Впрочем, далеко не все говорящие по-русски со мной согласятся. Например, предлагая исключить из школьной программы элементы высшей математики, один чиновник заявил, что этот раздел «убивает в учениках креативность». Видимо, имелось в виду, что неосмысленное запоминание формул и механические вычислительные действия мешают развивать творческие способности детей.
Закрепится ли в русском языке именно такое распределение значений слов творческий и креативный, трудно сказать. Однако совершенно ясно, что сама жизнь требует различать творчество-1 — «процесс создания новых идей и продуктов» и творчество-2 — «результат создания на основе новых идей лучших условий жизни людей». Оставляя за словом творческий общее, нерасчлененное обозначение и творчества-1, и творчества-2, слово креативный стремится называть лишь творчество-2. Такое же противопоставление процесса (без всякого указания на результат) и именно результата представлено почти во всех русских глаголах целенаправленного действия: читать — прочитать, писать — написать, решать — решить, мыть — вымыть, звонить — дозвониться и т.д. На этом различении держится вся система представлений о действии не только в русском, но и во всех славянских языках.
Близко по значению к слову креативный прилагательное созидательный, однако в его значении ослаблен элемент творчества, оригинальности, новизны. Кроме того, это прилагательное обычно не сочетается с существительными, обозначающими лиц. Не принято говорить созидательный сотрудник, хотя существительное созидатель применительно к человеку звучит совсем неплохо.
Что такое креативность
Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».
В психологии креативность это:
- умение создания интересных идей;
- предложение неожиданных решений проблем;
- отклонение от привычных алгоритмов мышления.
Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.
А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.
Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.
Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.
Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.
Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:
- Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.
- Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.
Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.
Креативность: развитие
Как уже было сказано, все в раннем возрасте обретают креативность, а значит она присутствует у каждой личности, но под давлением социума способность подавлена. Поэтому креативность можно и нужно развивать. Существует множество рекомендаций, которые помогут развить креативность:
- Действие по-другому. Например, каждый день особа ходит на работу по маршруту дом-магазин-метро-работа. В этом случае можно попробовать каждое утро составлять иные маршруты, например, дом-булочная — проход через парк к другой станции метро-работа. При этом нужно каждый день составлять новые маршруты и делать это спонтанно, не продумывать заранее.
- Другие сферы. Не стоит бояться применять в готовке блюда советы из другой сферы, например, строительства и создать ещё один лишний ярус торта.
- Улучшение качества работы. Любая работа выполняется по заданным шаблонам, но стоит разнообразить ежедневную рутину тем, что придумать пути её улучшения. Например, когда-то для одежды были придуманы карманы.
- Измените поэтапно три работы. Не стоит бояться изменить последовательность в работе. Например, если выполнять работу не по заданному принципу АБВГ, а по АВГБ, а на следующий день по-иному, то можно легко разбавить стандартное и привычное.
- Случайные мысли. Иногда дело или работа совсем не идут так, как хотелось бы. Пути решения никак не приходят, но всплывают Случайные мысли. От таких мыслей не стоит отказываться ни в коем случае, ведь именно они могут стать тем самым верным и самым необычным решением.
- Ограничение информации. В настоящее время всю нужную информацию можно найти в интернете. Но иногда стоит отказаться от СМИ и попытаться найти информацию из самого себя, а именно придумать решение самостоятельно, не пользуясь шаблоном.