Организация деятельности менеджера проектов

Роли

Гибкие методологии стали стандартом де-факто и привнесли в процесс разработки программного обеспечения новые роли. И эти новые роли начали отнимать деятельность и артефакты у менеджеров проектов.

Product owner (PO)

Существуют проекты, у которых есть несколько заказчиков, несколько владельцев и несколько людей, принимающих решения. PM для них тот человек, который добивается компромисса. Он всех их сводит, помогает расставить приоритеты, примиряет. Кому-то говорит: «Нет», чьи-то интересы лоббирует. Но бизнес понимает, что в непрерывных поисках компромиссов ресурсы тратятся неэффективно. Больше всего расходуется самый ценный ресурс — время.

Поэтому в гибких методологиях поступают просто — говорят одному человеку от бизнеса что-то в духе: «Ты крайний за деньги, за трафик и за конверсию. И нам, если честно, все равно, что и с каким приоритетом ты делаешь в продукте. Главное, чтобы к концу года конверсия выросла с 1% до 1,1%, а то проект убыточен». И PO получает право единолично принимать решения, сам определяет приоритет, создает соответствующие артефакты (планы, roadmap-ы, требования) и забирает кусок работы у PM-а.

Техлид (TL)

Лет десять назад в IT начали менять устоявшуюся архитектуру.

До этих перемен технологии и инструменты в основном создавались для «слоёной архитектуры» — слой баз данных, слой бизнес-процессов, слой агрегации, клиентский слой. Но как только этот подход стал классическим, как только компании обзавелись соответствующими слоям отделами, пришли гибкие методологии. И все дружно решили, что «слоеные пироги» — это плохо и нужно формировать кросс-функциональные команды.

Не сказать, чтобы это было новой идеей. Как называют универсальных разработчиков? Full stack. Один из разработчиков старше 30 лет на собеседовании сказал: «Я был full stack разработчиком во времена, когда термина full stack еще не существовало». Когда-то мы все были фулстеками, потому что нужно было делать вообще всё, включая администрирование баз данных и настройку компьютера директора.

Кросс-функциональные команды привнесли новую роль: техлид. Техлид не только потеснил руководителей отделов, но и забрал на себя техническую часть работы PM-а. В первую очередь, всё, что связано с оценкой сложности и сроков. К моменту перехода на гибкие методологии многие смирились с тем, что команда разработки должна сама оценивать сроки своей работы.

Системный аналитик (SA)

Системный аналитик — не новая роль, и во многих Agile методологиях её нет. Не берусь утверждать наверняка, но возможно в явном виде она есть в SAFE. Но SAFE, в целом, пограничная методология. Тем не менее, эта роль крайне полезна и интересна. Она, как смазка в сложном механизме, позволяет ему работать тихо и гладко. Системный аналитик это частично владелец продукта, частично архитектор. Он уточняет и детализирует требования бизнеса до уровня конкретных фич. Лучшие из системных аналитиков способны продвигать свои идеи и видение в обе стороны, используя комбинацию технической грамотности и soft skills. Там, где работают системные аналитики, менеджер проекта лишен деятельности по управлению требованиями.

Scrum Master (SM)

Scrum Master сильно потеснил роль менеджера проекта. Жаль, что сейчас сами SM стали кандидатами на вымирание.

Серьезно, рано или поздно Scrum Master будет преподавать в школах. Будут уроки про Agile, где Scrum Master будет рассказывать 12-летним школьникам, как работают гибкие методологии и какие существуют практики. Уже сейчас опыт работы по Agile стал повсеместным явлением среди разработчиков. На интервью 19 из 20 человек работают по двухнедельным итерациям, а разговор о процессах превращается в перечисление их параметров:

— В чем оценка?
— Story Points.
— Какой Velocity?
— 68.
— А как планируете проекты?
— В «маечных» оценках S, M, L.

Это очень быстрый разговор. С нынешними техлидами все параметры процесса можно обсудить за час. После этого они идут работать с командой и им для этого не нужен Scrum Master. Индустрия эту роль уже почти переварила и движется дальше.

Конечно, так не везде. Наверняка есть много компаний, которые нужно дотягивать до рыночных стандартов и это не быстрый процесс. В России и через 10 лет можно будет найти работу Scrum Master-ом в каком-нибудь «Леноблхозпромлесповал», когда организация решит своих трех программистов перевести на Agile.

За время своей популярности Scrum Master-а успели полностью забрать у PM-а все вопросы внутри проектной команды. Забрали не на себя, а на членов команды, фасилитируя их вовлечение в проектную работу. Это, кстати, заметно подняло уровень зрелости IT в глазах бизнеса.

Или всё-таки нужны

Начнем с того, что попробуем защитить эту профессию. Хотя бы потому, что результаты на последних местах работы достигнуты, в том числе, благодаря успешно построенным проектным офисам.

Управление проектами — не прерогатива IT. Это наука, которой больше 50 лет. Наука, у которой есть своя священная книга. Конечно, PMBoK не единственная в своем роде, есть PRINCE и, наверняка, ещё несколько книг, более-менее претендующих на лавры. Но PMBоK является основой международных стандартов и это говорит о её высоком уровне признания. Так что будем отталкиваться от неё.

Давайте сыграем в игру: если вы работаете менеджером проекта, попробуйте, не заглядывая вперед, вспомнить ваши основные области деятельности с точки зрения международного стандарта и института, которому более 50 лет?

Например, управлять проектными требованиями. Или управлять ожиданиями. Может быть вы помните про управление сроками. Наверняка коллеги, представляющие бизнес, регулярно спрашивают, когда именно будет готова та или иная задача. Может быть вы вспомните про управление стейкхолдерами, что встречается гораздо реже. Ещё что? Управление коммуникациями. Последнее встречается так же редко, как стейкхолдеры

А ведь это важная и непростая задача в наше время, когда все участники проекта предпочитают делиться важной информацией в Telegram, вместо требуемых по уставу проекта электронных писем. Как тут управлять коммуникациями, если вас просто не зовут в чат, в котором обсуждают, например, качество вашей работы?

Сравните то, что удалось вспомнить, с перечнем из PMBoK:

Все пункты очень вменяемые. Кажется, эту деятельность действительно нужно делать каждому менеджеру проектов. Что-то из этого может быть менее очевидным, например проектная интеграция. Но если вам доводилось силами нескольких команд делать по-настоящему крупную фичу, которую нужно перед запуском собрать воедино, то вы понимаете, о чем этот пункт. Кстати, задача разработки одной функциональности в нескольких командах параллельно до сих пор системно не решена.

Насколько сложно попасть в профессию

Жестких требований и проверок дипломов нет

Не важно также гуманитарий вы или выпускник технического вуза. Главное — soft skills, а также понимание, что такое SEO и контекст

Углубленные знания в сфере интернет-маркетинга получите уже на практике.

Требования к онлайн-рекламе и продвижению часто меняются. Упор на обучение профессии идет во время испытательного срока и поcле его завершения. В среднем, чтобы освоиться и разобраться, нужно 10 месяцев. Кому-то и такого срока недостаточно.

Как и для других должностей, для PM в Netpeak есть специальный документ с обязательным набором знаний для работы. Регулярно при аттестации кураторы проверяют, хорошо ли сотрудник усвоил материал из базы знаний PM.

Аттестация проходит на всех ступенях карьерной лестницы менеджера в Netpeak:

Кто есть кто на этой схеме:

  • Intern PM — сотрудник на испытательном сроке;
  • Junior PM — прошел испытательный срок и помогает Team Lead по проектам;
  • Upper Junior PM — может вести ограниченное количество проектов;
  • Middle PM — полноценно выполняет функциональные обязанности PM;
  • Team Lead PM — руководитель группы PM.

PM уровня Junior и Middle уже владеют базовыми техническими знаниями не только по оказываемой услуге. Они разбираются в UI/UX, разработке сайтов, статистике, big data. Это нужно, чтобы оценить эффективность инструментов для развития проекта, прогнозирования динамики ключевых показателей проекта.

Где пройти обучение по специальности?

Быть руководителем – это значит не только отвечать за себя, но и нести ответственность за работу команды. Даже если вы хороший специалист в какой-либо сфере (копирайтер, дизайнер или программист), для управления коллективом этих знаний недостаточно. Поэтому помимо профильного образования необходимо еще обучиться менеджменту. Подходящие программы вы можете найти у разных онлайн-школ и университетов. Предлагаю рассмотреть наиболее популярные на сегодняшний день:

1. «Профессия Project manager» от Нетологии

Нетология – современный университет интернет-профессий. Участник проекта Skolkovo. На рынке онлайн-образования с 2011 года.

  • Чему научитесь: решать задачи в условиях ограничений и проявлять нестандартные подходы; работать с проектами в любой сфере – от IT до ритейла; освоите этапы жизненного цикла продукта; управлять финансами и рисками для проектов; разрабатывать стратегию управления проектами с учетом сроков и исполнителей в рамках бюджета; составлять проектную документацию; оценивать результаты продвижения проекта.
  • Формат обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; живые лекции в Кампусе; бизнес-игра; домашние задания с проверкой и работой над ошибками; практические вебинары по итогам каждого блока; итоговый личный проект.
  • Преимущества: диплом о профессиональной переподготовке; можно выбрать базовую или премиум программу; гарантирован возврат денег если курс не подошел (в течение первых трех уроков); помощь координатора группы; общение с сокурсниками в общем чате;  закрепление материала на практике по итогам каждого блока; предварительный тест по оценке уровня подготовки; преподаватели с практическим опытом; помощь в трудоустройстве.
  • Длительность обучения: 6,5 месяцев.
  • Кому подойдет: начинающим специалистам; новичкам в управлении проектами; руководителям и бизнесменам.
  • Стоимость обучения: от 140 тысяч рублей за базовый курс или  160 тысяч рублей за премиум-курс.

2. «Профессия руководитель Digital проектов» от SkillBox

SkillBox – один из лучших онлайн-порталов дистанционного образования в России. Участник проекта Skolkovo, обладатель премии Рунета в области образовательных программ за 2018 и 2019 годы.

  • Чему научитесь: управлять запуском проекта; контролировать работу команды; вести переговоры; формировать бюджет; управлять дизайнерами; освоите навыки технической грамотности; составлять отчеты.
  • Формат обучения: видео уроки; практика с проверкой и работой над ошибками; защита дипломного проекта; всего 80 уроков, объединенные в 16 тематических модулей.
  • Преимущества: доступ к материалам курса навсегда; обучение на практике в удобном режиме; постоянный куратор; диплом о профессиональной подготовке.
  • Длительность обучения: 4 месяца.
  • Кому подойдет: начинающим руководителям; менеджерам digital-проектов; специалистам в сфере IT.
  • Стоимость обучения: 90 000 рублей за весь курс; в рассрочку по 4 500 рублей в месяц на год без переплат, или в кредит до трех лет.

3. «Project manager PRO в IT» от Product Live

Product Live – образовательный проект от SkillFactory, который специализируется на обучении digital-менеджменту руководителей любого уровня.

  • Чему научитесь: основам проектного управления (бюджетирование, риски, качество, тестирование); навыкам коммуникации и управления командой; оформлять презентацию; разрабатывать дизайн-концепцию; анализировать результаты.
  • Формат обучения: онлайн-уроки и домашние задания; симулятор управления проектами.
  • Преимущества: профильное обучение; минимум теории и максимум реальных кейсов;  моделирование типичных ситуаций в процессе обучения; координатор и персональный тьютор; помощь в трудоустройстве; персональный сертификат; групповые проекты и работа в команде.
  • Длительность обучения: 12 месяцев.
  • Кому подойдет: специалистам в IT-сфере.
  • Стоимость обучения: 115 500 рублей за полный курс или в рассрочку по 9 625 рублей на 12 месяцев, без процентов и переплат.

Успешные кейсы

Настя Федосенко

Настя прошла путь от проджект-менеджера до владельца онлайн-школы. Она жила в Омске, долгое время не могла найти там работу и начала осваивать онлайн. Сначала ей было трудно, потому что не было никакого опыта. На один проект Настя тратила пять часов в день. Спустя три месяца на ведение четырёх проектов стало уходить два часа в день. Настя переехала в Грецию и запустила несколько собственных успешных онлайн-школ в разных нишах, где сама является проджект-менеджером.

Что Настя сделала для того, чтобы добиться успеха? Она выбрала конкретную сферу, в которой захотела стать профессионалом, разобралась, как работают технические программы, вебинары, цепочки и получила результат. Её стартовая зарплата составляла 5 тысяч рублей, работая проджект-менеджером Настя получала от 80 до 200 тысяч рублей в месяц. Онлайн-школа приносит ей 100-150 тысяч рублей в месяц. 

Оксана Гапеенко 

Оксана жила в Украине, занимала руководящую должность в Metro Cash&Carry, но очень хотела работать на российском рынке. У неё не было совершенно никакого понимания, как можно работать в онлайне. Тем не менее она решила уволиться со своей стабильной работы. 

Оксана попала в проект Сергея Бадюка с зарплатой 30 тысяч в месяц. Проект быстро рос, и уже через три месяца они вышли на оборот в 3 миллиона рублей ежемесячно. Зарплата Оксаны сразу же выросла с начальных 30 до 80 тысяч рублей. 

Около года Оксана проработала на этой позиции, выросла с проджект-менеджера до специалиста по запускам в Акселераторе с зарплатой 200 тысяч рублей и стала продюсировать свои проекты. 

За шесть лет Оксана искала работу лишь однажды — в самом начале. В другие проекты её рекомендовали и приглашали. 

Что Оксана сделала правильно? Она сконцентрировалась на управлении: разобралась, как правильно ставить задачи, где находить людей, как их подбирать, научилась общаться с руководителем онлайн-школы, формировать отчеты, добиваться результатов. 

Кроме того, за три месяца Оксана освоила и технические моменты: научилась настраивать продающие имейл-воронки, разобралась что такое лендинг и вебинары. В результате её доход вырос в шесть раз.

Основные навыки и задачи проджект-менеджера

Чтобы стать проджект-менеджером, не нужно обладать какими-то особыми навыками. Главное — желание расти, развиваться и приносить пользу проекту. Итак, что входит в основные задачи проджект-менеджера?

  1. Умение организовывать и управлять, ставить задачи и добиваться результата. Центральный навык проджект-менеджера — правильная постановка задач и отслеживание их своевременного выполнения. Для этого необходимо освоить ряд программ, самая популярная — Trello. В ней очень удобно раздавать задачи сотрудникам, всегда можно посмотреть, кто и за что отвечает, на какой стадии выполнения находится задание. Проджект-менеджер ничего не делает своими руками, но он должен понимать, как устроен весь процесс.
  2. Второй важный навык проджект-менеджера — умение находить людей. Он должен правильно составить вакансию, выбрать площадку для её размещения, провести собеседование и грамотно оценить кандидата. 
  3. Эффективное планирование собственного времени — то, без чего не сможет успешно функционировать ни один удалённый специалист. Вы должны научиться писать резюме, искать работу, проходить собеседования, выстраивать отношения с работодателем. У проджект-менеджера должно быть понимание того, как строится проект, какие этапы необходимо пройти при запуске онлайн-школы.
  4. Проджект-менеджер должен знать, как создаются продающие воронки, что включает в себя работа с лендингами, CRM-системами, создание продающих мероприятий.

Если вы разберётесь во всех этих вопросах, то сможете:

  1. Выбирать, когда, с кем и сколько работать. 
  2. Быстро построить карьеру в крупных онлайн-проектах. 
  3. Работать удалённо из любой точки мира. 
  4. Зарабатывать 30-150 тысяч рублей в месяц. 

Обязанности Product Owner:

  • Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию. 

  • Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.

  • Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними. 

  • Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог. 

  • Управлять релизами, ставить задачи команде. 

  • Участвовать в демонстрациях и ретроспективах. 

  • Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.

  • Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей. 

  • Формировать дорожную карту продукта.

  • Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику. 

  • Мотивировать команду. 

Часто эти 2 должности считаются взаимозаменяемыми. В маленьких компаниях — да, такое возможно. В больших при совмещении начинает страдать качество. У одного из моих текущих клиентов есть обе роли. Продакт-менеджер — для общения со стейкхолдерами и бОльшим фокусом на бизнес-требованиях. Продакт-оунер — для составления списка требований к софту и общения со Scrum-командами. Кстати, они работают по SAFe, где заложены обе эти роли.

Какой вывод? В компаниях, особенно продуктовых или с продуктовой моделью работы, должность менеджера продуктов — это must-have, ведь именно он должен разрабатывать продукт, который будет приносить прибыль.

Если компания работает по Scrum, SAFe и т.д., то появится владелец продукта — человек, отвечающий как минимум за постоянную приоритизацию требований к разрабатываемому продукту и дающий быструю обратную связь команде разработки.

Мой вывод: навыков продакт-менеджера вполне хватает для роли продакт-оунера и наоборот

Не важно, как вас назвали, важно — для чего вас наняли

Советы по входу в профессию для новичков

Итак, вы решили стать продактом. Возможно, вы только что закончили универ: у вас есть базовая профессия, ноль опыта и огромное желание учиться. Или, возможно, вы предприниматель со стажем: за плечами опыт запуска бизнеса и обширные знания во многих сферах. А может быть вы уже работаете в IT и решили попробовать себя в новой роли. 

Далее, как я уже описывал в статье, у вас два пути: стартап или крупная компания. В стартап попасть проще, но, как я уже говорил выше, это отчасти лотерея. Поэтому ниже в поделюсь советами, как начинать свой карьерный путь в крупной компании: 

Заходить в бизнес постепенно 
Если у вас нет опыта в product-менеджменте, и ноль знаний о продуктах и процессах компании, на должности продакта вам будет сложно. Я бы посоветовал заходить в тему постепенно, через продажи, аналитику, тестирование или разработку. 

Присмотреться к роли продакта в компании 
Пока вы работаете в смежных областях, присмотритесь к роли продакта в этой компании
Какие у них навыки? Какие траектории развития? Кто работает, а кто больше не работает и почему? 

Проявить инициативу
Через 2-3-6 месяцев, когда вы получше узнаете продукт и компанию, можно проявить инициативу и обратить на себя внимание. Например, может сработать такой сценарий: “Я тестировал наш продукт, и вижу, что вот здесь неудобно
Я спроектировал, как это можно улучшить. Что скажете?” или “Дайте мне какую-то зону ответственности в продукте, я чувствую в себе силу, хочу попробовать”. 
Для бизнеса это будет хорошим сигналом, что в компании есть hipo (сотрудник с высоким потенциалом). В компании со зрелой продуктовой культурой такому человеку много ответственности сразу не дадут, зону риска уменьшат, но скорее всего предоставят возможность попробовать. Если у него получится дойти до результата, то сможет дальше двигаться, как продакт. 

Обязательно поработать в продажах 
Особое внимание хочу уделить продажам

Работаешь ты продактом в стартапе или в большой компании — не важно: практика в продажах будет полезна любому продакту. Продажи для product-менеджера — это линия фронта, с которой видно все, что происходит на рынке и внутри компании

Работая в продажах ты мгновенно накапливаешь опыт: учишься понимать клиентов, налаживать коммуникации, добиваться результата.
Единственный момент: практиковаться в продажах я советую в экологичной компании/стартапе. Есть бизнесы с агрессивными продажами: те, кто стремится продать любой ценой. А есть компании, которым важна не сама сделка, а сделка в обмен на ценность. Нужно искать такой бизнес. 

Программа быстрого погружения в профессию: опыт iSpring 

За время своей работы продактом в компании iSpring, я вывел программу быстрого обучения продактов. Она состоит из четырех шагов:

  1. Погрузить в предметную область 

    Либо отправить новичка в продажи, либо предложить проделать работу клиента своими руками, чтобы пропустить через себя сценарий клиента и найти проблемы/неудобства, которые мы могли бы закрыть своим новым или действующим продуктом. 

  2. Погрузить в интернет-маркетинг 

    Дать новичку проект по продвижению товара или услуги. Он должен разбираться в базовых инструментах, понятиях маркетинга и применить новые знания на практике.

  3. Погрузить в ux/ui

    Обучить человека основам ux/ui: что такое опыт использования, удобный интерфейс, взаимодействие. Это можно реализовать через серию курсов или книг, и завершить реальным проект на практике: нарисовать интерфейс продукта, прототип, пройти путем клиента. 

  4. Погрузить в специфику работы продакта

    Обучить человека инструментам продактов и базовым понятиям: например, что такое бэклог, гипотезы, метрики, цикл проверки гипотез. Завершить также практическим проектом.

После этих четырех этапов менеджеру можно дать первый продуктовый проект. Если в каждую тему входить на 1 месяц, то получается довольно быстрый старт в профессию. 

Национальная академия дополнительного профессионального образования

«Проектный менеджмент. Организация и управление жизненным циклом проекта» с присвоением квалификации «Менеджер по управлению проектами»

Тип образования: Профессиональная переподготовка (Официальный диплом московского учебного заведения)Длительность обучения: 5 месяцев (640 часов)Форма обучения: Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Цель программы – дать слушателю понимание проектного менеджмента, научить методам работы, которые он сможет применять на практике сразу после окончания обучения.

Содержание программы:

  1. Общий менеджмент.
  2. Бизнес-планирование и обоснование инвестиционных проектов.
  3. Управление персоналом.
  4. Концепция управления проектами.
  5. Типы проектов.
    1. Технический: строительство объекта, запуск новой линии производства.
    2. Организационный: создание нового предприятия, проведение конференции, реформирование системы управления.
    3. Экономический: изменения в системе финансового планирования, бюджетирования, налогообложения, приватизация предприятия.
    4. Социальный: введение новшеств в систему социального обеспечения, помощь необеспеченным слоям населения.
  6. Мультипроекты, монопроекты, мегапроекты.
  7. Основы управления проектами.
  8. Международные стандарты и сертификация в области управления проектами.
  9. Основные фазы управления проектами.
    1. Инициация: описание проекта, создание экономического обоснования, определение участников, утверждение соответствующими сторонами. Составление устава проекта.
    2. Планирование и организационная структура: ключевые роли и сферы ответственности, показатели успеха, риски и препятствия, распределение ролей внутри команды, календарный план.
    3. Исполнение.
    4. Контроль хода работы, сверка со сметой и графиком, внесение необходимых корректировок в первоначальный план в ходе исполнения проекта.
    5. Завершение: сдача проекта клиенту, приведение в порядок документов, «разбор полетов».
  10. Организационные структуры управления проектами.
  11. Управление проектами в условиях неопределенности и риска.

Сертификация

Процедура признания компетентности, подтвержденная международным сообществом, подкрепленная выдачей официального документа (сертификата) называется сертификацией.

Должностные компетенции профессии менеджера проектов подробно прописаны в стандарте ICB (IPMA), разработанном специалистами из нескольких европейских государств. Для российских пользователей работает адаптированная версия НТК от COBNET IPMA.

Сертификацию проходят по одному или нескольким стандартам – в зависимости от целей проектного менеджера:

  • если планируется работа в России – достаточно пройти ПМ Стандарт;
  • есть намерение влиться в мировое сообщество – потребуется сертификат международного стандарта.

Получение сертификата обеспечивает менеджеру несколько серьезных бонусов, открывающих путь к вершинам профессии.

Сертифицированный специалист:

  • легко разбирается в специальных терминах;
  • приобретает навыки правильной организации работы в соответствии с разработанными методиками;
  • владеет специфическим профессиональным языком;
  • свободно общается с иностранными коллегами.

Стандарт является базой приобретенного управленческого опыта за всю историю менеждмента.

Существует 4 уровня сертификатов:

  • А – специалистом самостоятельно создаются правила для организации.
  • B – специалист «подгоняет» существующие стандарты под организацию.
  • C/D – специалист следует установленным стандартам и правилам.

Современные условия требуют от руководителя не формального следования документации, приказам, распоряжениям.

Сегодня особо ценятся коммуникационные навыки – работа в команде, умение находить общий язык с окружающими, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности каждого члена команды.

Залог успешной работы менеджера – сплоченный коллектив, объединенный единой целью, вооруженный максимально полным арсеналом средств для ее достижения, мобильный, и креативный.

Как менеджеру выстроить карьерный путь

Как будет развиваться карьера менеджера, зависит от его планов и видения своего развития. А еще от релевантного опыта, пусть и не на менеджерской позиции, soft skills и даже удачи. 

Вот возможные варианты на первую пятилетку:

  • Начать с корпорации. В нее можно попасть без опыта и планомерно всему научиться. Ваша карьера будет развиваться хоть и медленно, но линейно и стабильно. Необязательно хранить верность одной компании, корпорации можно тоже менять. 
  • Работать в стартапе. Просто так без опыта найти хорошее место сложно, но возможно. При этом нужно быть готовым много работать, буквально выполнять пятилетку за три года. Однако и стаж в глазах будущего работодателя будет выглядеть эффектнее.
  • Получить опыт и в корпорации, и в стартапе. Стоит ли говорить, что это оптимальный вариант. Начать логично с корпорации, куда берут без опыта и где готовы учить. Когда поднабрались сил и знаний, можно переходить в стартап и добирать там недостающие знания.

Что такое проект?

Для начала давайте определим, что такое проект. Проект – это временное мероприятие, которое имеет уникальную цель и, как правило, бюджет. Давайте разберем это определение на его компоненты.

Во-первых, проект временный. В отличие от повседневных операций, проект имеет определенное начало и конец. Если проект, кажется, идет вечно, это все потому, что вы не четко определили, чего пытаетесь достичь. Это подводит нас к цели проекта.

Проект дает уникальный результат, будь то продукт, услуга или другой результат. Также, большинство проектов имеют бюджеты. Многие сразу подумали о деньгах, но в проектной деятельности вы, вероятно, столкнетесь с другими ограничениями, например, ограниченные ресурсы и время.

Так что проект – это временное усилие с уникальной целью и, как правило, бюджетом. Управление проектами – это больше, чем демонстрация своих организаторских способностей и управление людьми. Это означает применение ваших знаний и навыков с использованием различных инструментов и методов для достижения целей вашего проекта.

Карьерный рост

Расти профессионально проектному менеджеру можно двумя способами:

В своей компании

В своей компании, где соискатель является штатным сотрудником на другой должности. Поэтапно карьерное движение выглядит следующим образом:

  1. Стажер отдела разработки.
  2. Сотрудник отдела разработки (от младшего до старшего разработчика).
  3. Руководитель группы.
  4. Кандидат на управление командой.

Есть мнение опытных разработчиков, что пройти всю цепочку менеджеры проектов могут без ступенчатой работы, преодолев путь от юниорской должности до senior’а за короткий отрезок времени в результате самостоятельного обучения. Вариант реален и достижим, но при определенном складе характера, уровня подготовленности специалиста, во многом зависит от позиции руководства.

Построить карьеру с нуля

Один из распространенных вариантов: пройти переподготовку и начать откликаться на вакансии выбранной специальности.

Возможности профессии позволяют проект-менеджеру перейти на обучающие роли Agile либо Scrum Master’а. Если проектный менеджер принимает большое участие в технической части подготовки проекта, ему открыта дорога в руководители разработки.

Что должен уметь руководитель образовательных онлайн-проектов

В отличие от навыков узких специалистов вроде таргетолога или копирайтера, навыки руководителя образовательных проектов сложно перечислить и разложить по полочкам от и до — слишком во многих вещах он должен разбираться хотя бы поверхностно.

Создавать продукт. Это одно из направлений, в которых работает руководитель образовательных проектов. Его главная задача — создать качественный и востребованный онлайн-курс. Для этого нужно уметь:

  • Определять и изучать целевую аудиторию. Уточнять пол, возраст, профессию и доход потенциальных студентов, понимать, почему они будут покупать курсы, — какие цели, проблемы, потребности подтолкнут их учиться.
  • Анализировать конкурентов. Находить продукты, которые помогают людям решать те же проблемы, а затем проводить сравнительный анализ по программе, стоимости, длительности и другим условиям. Выявлять сильные и слабые стороны своего продукта.
  • Составлять программу обучения. Формировать цели и ожидаемый результат, на основе этого разрабатывать теоретические занятия, практические задания, промежуточные и финальные тесты.

Управлять проектом  — процессом создания, запуска и продвижения онлайн-курса. Здесь от руководителя требуется:

  • Разрабатывать концепцию проекта. Определять комплексное видение — от целей до дальнейшего развития продукта.
  • Формировать команду. Понимать, какие специалисты нужны, оценивать и отбирать сотрудников, выстраивать мотивацию и взаимоотношения в команде.
  • Планировать задачи и дедлайны. И следить, чтобы они выполнялись.
  • Отслеживать промежуточные результаты, корректировать планы и так далее.

Считать деньги. Финансовая эффективность образовательного проекта — тоже в зоне ответственности руководителя. Поэтому он должен уметь считать затраты и прибыль, укладываться в бюджет, организовать всё так, чтобы проект окупался и приносил деньги.

Источники дохода и финансовые ограничения зависят от того, как именно работает руководитель образовательных проектов. Если по найму — больше влияют стратегия организации, корпоративная культура, которые формирует, например, владелец бизнеса. Если на себя, то ключевое значение имеют личные качества: амбициозность, коммуникабельность, умение принимать рискованные решения.

Организовывать продвижение и продажи. Качественный онлайн-курс мало создать, его нужно донести до целевой аудитории. То есть руководитель проектов в онлайн-образовании ещё должен уметь:

  • Разрабатывать маркетинговую стратегию: выбирать каналы продвижения и продаж, рассчитывать бюджет, планировать результат. И защищать стратегию и бюджет перед руководителем/клиентом.
  • Налаживать коммуникацию между специалистами (например, маркетологами, таргетологами, дизайнерами), ставить цели, анализировать показатели эффективности, заниматься отчётностью. А ещё — подбирать исполнителей для разных каналов продвижения, если их нет в штате.
  • Устанавливать KPI и следить, чтобы они соблюдались.

Управлять командой. Над созданием, запуском и продвижением образовательного онлайн-проекта работают десятки людей. Руководитель должен суметь не только подобрать специалистов, но и скоординировать их действия, чтобы все задачи решались в срок. Мотивация, коммуникации между разными специалистами, качество выполнения задач — всё это в его зоне ответственности.

Разбираться в создании сайтов. Конечно, в крупном проекте руководителю вряд ли придётся делать сайт самому, но нужно понимать, как это работает. Что такое структура и SEO, в чём особенности юзабилити, дизайна и так далее. Эти знания пригодятся, чтобы составлять техзадания, планировать работу, правильно оценивать сроки и результаты, контролировать подрядчиков. И суметь быстро исправить ситуацию, если подведёт исполнитель. (В крайнем случае простенький лендинг можно сделать и в бесплатном конструкторе. — Ред.)

Сколько зарабатывают

Заработная плата проектных менеджеров зависит от нескольких существенных факторов:

  • опыта работы;
  • объема задач;
  • степени сложности проекта;
  • бюджетных средств, выделенных на проект.

Менеджер проекта – специальность востребованная, спрос постоянно превышает предложения на рынке труда. Уровень заработной платы колеблется, зависит от месторасположения предприятия/организации: столичные зарплаты на порядок превышают региональные, где специалисты не столь востребованы.

Средняя зарплата менеджера проекта составляет:

Новички без опыта Условный «потолок»
 от 55000/65 000 до 120 000 рублей   200000 рублей 

Сверхдоходами могут похвастаться не более 8-10% проектных менеджеров.