Часть 7. Кто дизайнер? Эволюция дизайна

Ох. Пост будет про больной для меня вопрос – дизайн и дизайнеры. Эти строки я пишу буквально за три дня до начала самой большой выставки одежды в России – СРМ. Мы впервые будем участвовать в ней, с коллекцией осень-зима 2018-2019 года. Пока не знаю, как наше творение оценят потенциальные партнеры, могу сказать лишь про себя – на мой взгляд это самая сильная наша коллекция. Будут очень интересные и необычные модели. В общем, я очень довольна тем, что получилось. Так же, как и коллекцией весна-лето 2018, которая скоро поступит в магазины. Но с дизайнами и моделями у нас заладилось далеко не сразу. За полтора года мы прошли несколько дизайнерских турбулентностей.

Часть первая. Дизайнер и пустота

Как работают бутики? То, к чему я привыкла за 10 лет существования магазинов. Есть несколько марок, с которыми мы сотрудничаем. Несколько раз в год я прилетаю в шоу рум конкретной марки и делаю предзаказ. Примерно за 6 месяцев до начала сезона. Чтобы было понятно, в марте я полечу заказывать коллекцию осень-зима 2018-19, которая начнет поступать ко мне в магазины в конце августа-начале сентября. Кто-то предпочитает писать заказы на выставке, но там очень суетно. Для меня проще и комфортнее писать заказ в шоу руме.

Таким образом, моя задача сводится к отбору моделей для будущего сезона. Обычно в шоу руме есть девочки модели, которые меряют образцы, я ты выбираешь, что тебе нравится. Естественно с опытом, ты понимаешь, что клиентам нравится, а что нет.
Плюс следишь за соотношением разных позиций (верхов-низов, верхней одежды, трикотажа и т.д.), а также, за сочетанием цветов, фактур тканей, что очень важно, потому как у меня в магазинах клиенты покупают не отдельные вещи, а образы.

Когда я только задумывалась о собственном производстве, я себе в голове рисовала привычную для меня схему. Дизайнеры придумывают модели, а я их, с учетом своего опыта и видения выбираю понравившиеся, корректирую и в результате мы получаем модные шедевры, да еще и коммерчески успешные.

Это было опять же в теории, в реальности получилось - «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Кто-то в комментариях к предыдущим постам написал, что  дизайнеров-то много, с ними проблем не должно быть. Тогда я думала точно так же. В реальности оказалось не все столь оптимистичным.

Я прошлый раз писала, что из двух дизайнеров на момент открытия у меня остался один, и тот не радовал. Я привезла великолепные итальянские ткани, но она упорно не понимала, зачем что-то шить из великолепного шелка, когда это можно сделать из дешевого китайского полиэстера. Она искренне не понимала, кому нужны вещи из Virgin Wool, когда можно на рынке купить дешевую синтетику.
Сколько бы я не объясняла свои задумки по моделям, на выходе у нее все равно получалось, самое обычное платье, или юбка, или другое изделие, которых и так пруд пруди, на том же рынке.
Я честно пыталась объяснить, что я хочу шить одежду «с изюминкой», хочу использовать красивые качественные ткани, хочу, чтобы у нас появилось свое лицо. Но это не работало, и я в очередной раз получала предложение сделать простенькое платье из дешевого материала. Постепенно у меня сформировалось впечатление, что «это не лечится».

Окончательное меня добил один случай. В Европе выпускают специальные журналы, в которых собраны все тренды будущего сезона, модные варианты отделки и еще много чего. Я их заказала, надеясь хоть как-то расширить дизайнерский кругозор моего сотрудника. На мой взгляд, это просто кладезь для дизайнера. Должен быть. К сожалению, так думала только я. Потому что все журналы благополучно пылились на полке, изучала их только я. Чуть ли не насильно я заставила дизайнера посмотреть журналы. Знаете, какая была реакция? – «Фу, как пошло». После этого мне стало понятно, что мы просто не подходим друг другу идеологически. Поэтому я решила, что ей лучше будет работать там, где выпускают что-то массовое, незатейливое и недорогое. А мне лучше найти другого дизайнера.

Пока я наставляла своего дизайнера «на путь истинный», мне пришлось на себя взять дизайнерские функции. Модели в голове у меня были, но рисую я средне. Спасала квалификация конструктора и наше взаимопонимание. Как-то мне удавалось донести свою идею, которую Юля воплощала в лекала. Модели создавались, но не благодаря, а вопреки дизайнеру. Становиться дизайнером в моих планах не было. Я-то планировала отбирать модели по привычной схеме. Я начала поиск нового дизайнера. Только теперь более осознанно.

Снова разместила объявления где только возможно. Начались собеседования. Тем, кто мне казался более-менее толковым я давала кусочки тканей и задание – создать модели из них. Через несколько дней они приносили свои рисунки, объясняли задумки и сразу становилось понятно, кто чего стоит. Собеседований было много, но все мимо.
После большого количества собеседований я решила попробовать одного дизайнера, плюс появилась еще одна кандидатура. Девушка работала в Москве, но собиралась возвращаться в Ростов.
Мы встретились в столице, и мне впервые понравился человек во время собеседования. Она рассуждала про ДНК бренда, про капсулы, луки. В общем все правильно говорила. Я тогда даже подумала, ну наконец-то нашла того, с кем общаемся на одном языке. Мы договорились, что она выходит на работу ко мне. Более того, она стала ведущим дизайнером, а Лена, которую я приняла на работу чуть раньше вроде как на подхвате. Так у меня снова появилось два дизайнера. Это был уже сентябрь месяц 2016 года.

Дальше, вплоть до Нового 2017 года начался период, который мой муж называет игрой в «побей дизайнера». Участниками игры стали следующие действующие лица: во-первых, я сама, во-вторых конструктор Юля, в-третьих оба дизайнера. Правила игры были довольно простыми. Сначала я давала задание дизайнерам, какие модели нужно разработать. Ставила сроки. В обозначенные даты мы собирались с Юлей в моем кабинете, приходили дизайнеры, со своими разработками, которые оказывались полным бредом. Дальше, я устраивала разнос по дизайнерской части, Юля по конструкторской. Дальше я говорила, что исправить, ставила сроки. И так дальше все повторялось по кругу.

Пока мы «веселились» с дизайнерами, производству нужно было работать. Поэтому мы шли по старой проверенной схеме. Я объясняла свои идеи Юле, а она создавала модели. По факту получалось, что все проходило без участия дизайнеров вообще. Подобная схема работы приводила к довольно хаотичному выпуску продукции. Мы выпускали отдельные вещи, какие-то очень удачные, какие-то менее удачные. Но и речи не было о коллекции, в которой присутствует идея, концепция, сочетания образов. Тогда это был просто набор вещей.

Так продолжалось почти три месяца. Я понимала, что мы идем не туда, но я категорически не хотела брать на себя дизайнерские функции. Я хотела отбирать модели, оценивать варианты, но выбирать было не из чего.
Не знаю, сколько бы продолжалась наша игра, но однажды вмешался муж.
Утром я сказала, что у меня в планах совещание с дизайнерами по моделям, и он подъехал к назначенному сроку. Мы по привычной схеме отработали свои сценарии. Я привычно перечеркнула все принесенные модели. Юля «добавила жара» по конструкторской линии. Муж просто наблюдал за этим процессом со стороны.

Когда совещание закончилось, он задал вопрос, сколько дизайнер создал моделей за прошедшие почти четыре месяца. Я начала вспоминать и оказалось, что в производство пошла только одна модель, созданная типа ведущим дизайнером. Далее мне задали вполне логичный вопрос: «В чем смысл работы дизайнера?»

Дальше был наш долгий разговор. О том, что производство штормит. Дизайнеры по факту не работают. Тогда он и назвал это игрой «побей дизайнера». Еще он сказал, что мы вышли на эту игру, потому что я не хочу брать на себя ответственность за дизайны, и с помощью «побей дизайнера» просто снимаю с себя ответственность. Виноватые назначены и даже получают зарплату. Все это прекрасно, за исключением того, что бизнес не развивается.  Я что-то возражала, но в глубине души была согласна. Все-таки мы с мужем хорошо знаем и чувствуем друг друга.

В результате было принято решение, с одним дизайнером мы прощаемся, второй остается. Лена хоть и была формально вторым номером, но идей от нее поступало гораздо больше. Плюс я клятвенно пообещала, что теперь займусь дизайнами сама. Хотя я не была уверена в своих силах как дизайнера. Я все еще хотела заниматься только отбором моделей.

В январе мы расстались с дизайнером. На всякий случай я возобновила поиски сотрудника, хотя после десятков собеседований у меня мало было надежды на то, что я найду такого специалиста, которого хотела бы видеть. Думаю, что где-то они есть, но мы слишком малы, чтобы их заинтересовать. Да и стоят такие специалисты недешево. В общем, может мне не повезло, но я так и не нашла того, кого хотела бы видеть у себя в качестве дизайнера.

После всех собеседований, проб и ошибок я могу сказать, что есть разные типы дизайнеров. Это моя личная классификация, которая не претендует на истину в последней инстанции. Первый вариант: может создавать отдельные модели, но не может сочетать их в образы. Такой дизайнер может в теории придумать неплохие, например, брюки, при этом с верхом могут возникнуть проблемы. Иногда даже возникали проблемы с тем, зачем что-то сочетать. Но согласитесь, довольно странно выглядит дизайнер, который создает просто брюки. Таких дизайнеров довольно много, но для нас этого недостаточно. Второй вариант: могут создать образ, но не могут собрать даже капсулу. Такие дизайнеры мне тоже попадались, но их гораздо меньше. Третий вариант: могут сделать небольшую капсулу, но не могут создать коллекцию. Четвертый вариант, могут составить гармоничную коллекцию. Третий и четвертый вариант мне пока не попадался. Наверное, где-то такие люди есть. Но пока мне предстояло стать таким человеком.

Вообще, сколько я общалась с дизайнерами, то, что они мыслят вещами, а не коллекциями это не их вина, это их беда. Наверное, чтобы так думать, нужно пропитаться самой атмосферой индустрии моды. Нужно ездить на выставки, на показы, учиться у мэтров. А как это можно сделать, если ты сама никуда не ездишь, и тот, кто тебя учит тоже никуда не ездит, ничего не видит. И не потому что не хотят, просто у многих нет такой возможности. Наверное, можно что-то понять изучая интернет или глянец, но все-таки лучше пропитаться этой атмосферой. Я вот не уверена, что я бы так рассуждала, если бы не провела 10 лет в этой сфере, не посетила кучу выставок, показов и т.д.

У моей подруги дочка учится в Милане. Им лекции читают дизайнеры из ARMANI, практику они могу проходить в Gucci. Плюс во время недели моды их освобождают от занятий, и они смотрят все показы. Они пропитываются модой со студенческой скамьи. Нашим дизайнерам об этом приходится только мечтать и надеяться на природный талант, собственную креативность. Я пока таких не нашла.

В итоге, я поняла, что дизайнами придется заниматься все-таки мне. Хочу я этого или не хочу. И тут у меня возникла мысль, а что, если попробовать поработать со стилистом. Это люди, которые мыслят совсем по-другому. Мыслят, как минимум образами. Плюс сама профессия обязывает разбираться в последних тенденциях моды. Да и вообще разбираться в этом мире моды. Но об этом в следующий раз.


Читайте также



21 Февраля 2018

Часть 6. Все только начинается

Я довольно рано стала мамой. Дочка родилась, когда мне был 21 год. Не могу сказать, что беременность у меня протекала в режиме ужас-ужас, но были токсикозы на разных сроках, и спина сильно болела

Вернуться к списку


Рубашки Bonali
Платья Bonali


Подписаться на рассылку



Наши партнеры

8 800 333 50 97