Часть 5. Месяц до открытия. Пазлы сложились, но картинка оказалась другой

В теории, через месяц мне должны вручить ключи от помещения, мы должны завезти оборудование, на котором персонал должен создавать модные шедевры. Но это в теории. На практике, определенность была только с помещением. Оборудование купить можно было быстро, главное персонал. А с этим было глухо «как в танке после взрыва». Пока в моем распоряжении были два дизайнера, хотя и по ним было больше вопросов, чем ответов.

Не помню, посещали ли меня тогда мысли «включить заднюю», пока не поздно. Я бы потеряла залог за помещение, но это было не критично. Видимо не посещали, либо я просто не помню. Да и не столь это важно, потому что по факту я решила активизировать свои усилия по поиску персонала.

Заплатила всяким интернет ресурсам за выведение вакансий в топ. Купила базу резюме и начала обзванивать кандидатов сама. Честно говоря, необычный опыт, потому как я привыкла, что звонят соискатели. Плюс первичный отбор для магазинов проводят сотрудники. Ко мне на собеседование попадают только прошедшие первичный фильтр. А тогда я начала звонить соискателям сама и предлагать работу. Это было само по себе для меня дискомфортно. Плюс периодически попадались мягко говоря «люди с странностями», если не сказать хуже. Хорошо, что их было немного. В результате процесс активизировался, собеседования возобновились.

При подборе персонала чаще всего возникают три ситуации. Первая, когда ты выбираешь лучших из худших. То есть, хороших кандидатов нет, но ситуация вынуждает кого-то брать, чтобы закрыть вакансию. Тогда ты идешь на компромисс с собой и выбираешь лучшего, из тех, кто есть. Вторая ситуация, когда ты выбираешь лучших из лучших. Кандидаты сильные, их несколько и тебе нужно выбрать того, кто лучше всего впишется именно в твой бизнес и сработается с коллективом. Такое бывает нечасто, но бывает. А есть еще третий вариант, когда к тебе приходит кандидат и через 20 минут разговора ты понимаешь, что это тот человек, который тебе нужен. И не только, по профессиональным качествам. Это что называется «твой» человек по ментальности, эмоциям, открытости, мировоззрению.

Мне повезло, потому что в один, не побоюсь этого слова прекрасный день, ко мне на собеседование пришла конструктор Юля. Это был тот самый третий вариант. Во-первых, она разложила всю информацию в моей голове так, что у меня сформировалась четкая картина, как устроено производство. Юля всю жизнь проработала именно на производстве. Во-вторых, повезло в том, что она вернулась в Ростов из Москвы, где проработала несколько лет. Именно поэтому она искала работу. В-третьих, она хорошо знала швейный мир и людей, которые в нем работают. Она обещала поговорить на счет работы и с технологами, и со швеями. И самое главное это был как раз-таки «мой» человек, умный, искренний, болеющий за дело, любящий свою работу, с чувством юмора. Я это поняла через 20 минут беседы и за полтора года, которые мы работаем вместе ни разу не усомнилась в правильности решения. Естественно я тут же предложила Юле работу.

Лед тронулся. С одной стороны, у меня появилась ясная картина, как работает производство и что нужно сделать, чтобы запуститься. С другой стороны, эта картина совершенно не соответствовала моим первоначальным представлениям. Постараюсь объяснить, что изменилось в моем понимании, хотя сейчас это настолько очевидно.

В модной индустрии есть разные схемы работы. Есть компании производственники – они заточены в основном на отшив продукции для заказчиков. У них есть свои цеха, оборудование, персонал. К ним приходит заказчик, приносит свои модели (лекала), ткань и фурнитуру, а производственники шьют из материалов и по лекалам заказчика. Эта схема меня вообще не интересовала, потому что этот не тот бизнес, который я хотела. Там нет творчества, только производство.

Есть компании, которые занимаются только разработкой коллекций, причем многие не имеют свою производственную базу. Они как правило собирают заказы у клиентов из разных регионов и стран, а потом приходят к производственникам, и заказывают им пошив коллекций.

Третий вариант, когда компания сама разрабатывает коллекции и сама шьет их на собственных производственных мощностях, что-то заказывает на других производствах.

Первая схема работы меня не интересовала. Во второй схеме меньше рисков, потому что тебе не нужно заморачиваться с собственным производством. Вместе с тем любое производство требует объемов. Никто не будет тебе производить по десять рубашек, да еще и разных размеров, производственникам это просто не интересно. Значит нужно либо идти в ателье, что не вариант (позже объясню почему), либо ловить у производственников «окна», когда у них нет заказов и может быть, они возьмутся за твою маленькую партию.

Получалось, что нам нужно идти по третьему варианту, что подразумевало создание и отдела разработки (мы его называем экспериментальный цех, кто-то называет лабораторией) и производства. Здесь я вроде разобралась, а дальше мое представление очень сильно изменилось.

С одной стороны, в целом последовательность процесса от задумки до производства сохранялась. Дизайнеры рисуют модели и формируют коллекцию. Далее конструкторы создают лекала. Далее отшивается образец. Если нужно вносятся корректировки. Далее утвержденная модель передается технологу, который распределяет работу между закройщиками, швеями и пр. Я описала процесс примитивно, на самом деле он сложнее.

Но раньше я думала, что мне хватит одного дизайнера. Я думала конструктор и технолог у меня будет в одном лице, и даже договорилась с конструктором из ателье. Она еще обещала брать на себя функции закройщика. Плюс три-четыре швеи, одна из которых будет периодически выделяться для пошива образцов. Таким образом, я думала, что два человека у меня будет в отделе разработки, плюс три-четыре в производственном отделе.

После разговора с Юлей, эта идиллическая картина в моей голове моментально разрушилась, и тут же появилась новая, не столь радужная, но более правильная. Во-первых, конструктор без компьютера и САПРа для производства не подходит. Во-вторых, никакого совмещения не получится — конструктор занимается своими делами, технолог своими. Работы хватит каждому с головой. В-третьих, очень желательно чтобы конструкторов было двое. Второй конструктор нужен для градации лекал. В-четвертых, экспериментальному цеху нужна своя швея, причем высокой квалификации. Никакое совместительство не получится, потому что она постоянно будет занята созданием экспериментальных образцов. В-пятых, закройщик должен быть отдельным и заниматься только кроем. Идею совместительства функции технолога и закройщика Юля, в свойственной ей манере назвала бредом. В-шестых, это еще не все, потому что желательно иметь специалиста по закупке тканей, кладовщика. Но с этим можно повременить.

Таким образом, если раньше я считала, что вполне обойдусь 5-6 сотрудниками, то теперь минимальное количество сотрудников возрастало до 9-10. Во-первых, где их брать (здесь Юля обещала помочь), а во-вторых, это существенно увеличивало расходы на оплату труда.

Далее. Оборудование. Когда я планировала работать с конструктором из ателье, мы с ней обсуждали вопрос, какое оборудование нам необходимо. Получалось не так много, что по сумме необходимой для закупки, что по количеству машин. Слава Богу я не успела его купить, потому как этот набор подходил для ателье, но не для производства.

Технологи составили мне другой список. Он оказался гораздо больше и намного дороже. Дело в том, что большинство ателье просто не закупают для себя спец. машины, которые необходимы на производстве. Они очень дорогие и для ателье действительно не нужны. Но без них невозможно выйти на высокое качество производства. В итоге, бюджет на закупку оборудования вырос в разы.

В интернете я неоднократно натыкалась на рекомендации для тех, кто организует впервые производство — купить б/у оборудование. Но я решила на оборудовании не экономить. Мы купили новое оборудование японской фирмы «Juki» и я думаю, что это было правильным решением. И в плане надежности, и в плане качества пошива.

Таким образом у меня с одной стороны появилась гораздо более четкое понимание, как работает производство. С другой резко выросла сумма «входа», как и последующие расходы на оплату труда. Появился шанс, что мы успеем открыться вовремя. Оборудование заказано. Персонал с помощью Юли постепенно подтягивался. Плюс еще арендодатель «огорчил» тем, что ремонт затянется на две недели. Чему я была очень рада, ведь у нас появился запас времени.

Мы успели. На следующий день, после прима помещения начался монтаж оборудования и через неделю мы готовы были к работе. Начиналось самое интересное.


Читайте также



21 Февраля 2018

Часть 4. Готовимся к открытию. Гладко было на бумаге

Итак, я приняла решение, что пора переходить к организации производства. Можно было еще долго собирать информацию о том, как это работает и «тренироваться» сотрудничая с ателье, но важно было не застрять на этом этапе.

Вернуться к списку


Платья Bonali
Рубашки Bonali


Наши партнеры