Часть 10. Ткани - сложная материя

В десятом, можно сказать юбилейном посте речь пойдет о тканях. Когда я только начинала заниматься производством, я не думала, что это станет «хронической» проблемой. Потому что ты всегда находишься в поисках тканей, эта тема имеет свою специфику, которую мы осваивали постепенно, как всегда со своими ошибками и успехами. Тема будет большая и интересная, так что приготовьтесь.

За 10 лет работы с европейскими брендами я привыкла к очень качественным тканям. Причем в основном натуральным, а если использовалась синтетика, то очень качественная. Для своей марки я точно решила, что буду использовать только качественные ткани, желательно натуральные.

Встал вопрос, где их брать. Понятно, что скорее всего за тканями лучше ехать в Италию, но на тот период у меня не было понимания как этот рынок работает. К тому же цель была попробовать, поэтому первую закупку я решила сделать на Родине. Как известно в нашей стране все дороги ведут в Москву, туда я и отправилась за тканями.

Тогда я совершила, пожалуй, одну из самых больших ошибок, которую потом расхлебывала почти год. Дело в том, что в России ткани почти не производят, по крайней мере тех, которые я бы хотела использовать для своей коллекции. У мужа есть клиентка, которая сейчас преподает в высшей школе стилистики, но когда-то у нее была своя линия одежды. Она дала несколько адресов в Москве со складами тканей, что-то мы «накопали» в интернете. И отправились на закупки.

Первый опыт меня весьма озадачил. Во-первых, на крупных московских складах в основном была представлена турецкая и китайская продукция. С одной стороны ткани недорогие, с другой ничего интересного мы не нашли. Плюс очень большие сомнения вызывало качество тканей.

Я начала искать итальянцев. Мы нашли несколько компаний, которые возят ткани из Италии, это конечно совершенно другой уровень тканей, но меня очень сильно озадачила их стоимость.
Несмотря на предоставленную оптовую скидку все равно выходило очень дорого. Это сейчас я понимаю, что мне продали так называемые стоковые ткани (пусть не пугает слово сток – это ткань, которая у известных марок остается после пошива коллекций и они продают ее с существенным дисконтом).

В итоге, в первой небольшой поставке у меня были ткани от премиальных марок, очень красивые, но очень дорогие. Мы быстро сделали капсулу из нескольких моделей и очень быстро ее продали. Благо ткани были нереально красивые, так что и модели из них получились очень хорошие.

После первого позитивного опыта я решила сделать более смелую закупку, заказ получился довольно большим. Тут, как всегда, влез муж, который сказал, что я сошла с ума покупать ткани за такую цену. Я в свою очередь уперлась, что шить из дерьма я не хочу и не буду. Он в свою очередь говорил, что меня спасает только то, что клиенты привыкли к высокому ценнику, а если открывать отдельный магазин только с нашей одеждой, то придется прорываться через предубеждение покупателя, который в большинстве своем считает, что российское производство просто не может столько стоить.
Каждый стоял на своем. Я сказала, что у меня не получается найти здесь хорошие ткани дешевле. Тогда муж сказал, мол, если тебе нравятся итальянские ткани, то может есть смысл их искать в Италии, а не в Москве. «Вот ты и ищи» - в сердцах сказала я.
Через неделю муж сообщил, что мы на неделю летим в Италию за тканями. Он с помощью интернета изучил тему закупки тканей в Италии, договорился с агентами и даже взял билеты на самолет. Наш маршрут включал в себя три пункта назначения. Первые два дня мы в Прато – это такой текстильный центр Италии, где много фабрик и стоковых складов. Потом два дня осваиваем окрестности Милана. Затем едем на озера Гарда, в окрестностях которого находился большой склад тканей. Соответственно три пункта назначения, и работать нам предстояло с тремя агентами. Я тогда считала, что нам рано лететь в Италию, но в итоге муж оказался прав.

Мне очень нравится Италия, это прямо «моя» страна. Я была в ней уже раз 20, если не больше и только один раз в качестве туриста на Сицилии. Все остальные поездки были связаны с работой, так что я лучше изучила промзоны и коммерческие центры, нежели достопримечательности Италии. Сначала мы ездили по «одежным» делам, теперь за тканями.

По прилету в Болонью мы первый раз столкнулись с тщательным досмотром в Европе. Обычно просто выходишь и тебя никто не трогает. В тот раз, нас с мужем «выдернули» из толпы прилетевших три человека в форме и устроили досмотр с пристрастием. Пересчитали все деньги у обоих, досмотрели сумки, изучили бронь гостиниц и обратные билеты. По-видимому, не нашли к чему придраться, хотя по ощущениям был у них такой настрой, в итоге через 20 минут нас отпустили. Было как-то неприятно.

Зато порадовали на стойке аренды автомобилей. Муж бронировал маленькую BMW, но итальянец за стойкой радостно сообщил, что ее нет, поэтому они сделали нам бесплатный апгрейд и выдают кроссовер Volvo XC 60. Это было приятно, потому как большой Вольво лучше маленького БМВ.

На стоянке нам выдают почти новый кроссовер, мы выставляем на навигаторе «Прато» и едем в гостиницу. Пока едем по страде все время мелькают манящие указатели типа Флоренции, Венеции и прочих туристических магнитов. Мы стойко игнорируем все туристические повороты, держим курс на ничем не примечательный городок Прато.
Небольшой провинциальный городок Прато вряд ли сможет заинтересовать туристов, смотреть там нечего. А вот для тех, кто ищет ткани, это настоящее раздолье.
На следующий день за нами заехала текстильный агент Галина, и мы погрузились с мир итальянских тканей. И выгрузились из него только в Аэропорту Болоньи, улетая домой.

Чтобы не рассказывать о каждом складе отдельно, это будет довольно скучно, я лучше расскажу, как устроен тканевой бизнес в Италии. Хотя, теперь мы уже это знаем, что это некая общая схема работы.

Все ткани можно разделить на две большие группы. Регулярные ткани и стоковые. Начну с регулярных тканей, тогда будет понятно, откуда берутся стоки (дурацкое слово, как будто вторым сортом отдает, что на самом деле не так, но так их принято называть). Регулярные ткани заказывают непосредственно у производителя, причем он изготавливает эти ткани под заказ. Более того, крупные и известные производители часто заказывают изготовление тканей по своим собственным дизайнам. Можно заказать нанести рисунок (принтование ткани) по эскизу заказчика, либо итальянцы сами могут предложить свой дизайн, или даже разработать принт под Вас. В том числе могут «слизать» принт известной марки, изменив его таким образом, чтобы не было претензий от правообладателей.

Производители могут сделать под заказ что угодно, при этом есть одно большое НО. Это минимальный заказ. После Парижских выставок могу сказать, что минимальный заказ разнится у производителей из разных стран. Например, Китайцы начинают разговор от километра (имеется ввиду один вид ткани на один цвет), и то далеко не все. Кто-то начинает работу от трех и даже пяти километров. Турки чаще всего готовы работать от одного километра ткани, но некоторые согласны и на пятьсот.
Большинство итальянцев обозначают минимальный заказ в 300 метров, иногда встречаются 200. Производители дорогих тканей могут принимать заказы на 100 и даже на 50 метров.
Естественно действует принцип, чем больше объем заказа, тем ниже цена. Некоторые производители работают и в обратную сторону, готовы принять заказ на меньший объем, но естественно за большую цену.

Раскрученные марки, у которых сотни, а то и тысячи магазинов, естественно делают громадные заказы у производителей тканей. Думаю, что десятки километров, и естественно получают лучшие цены. При этом большая часть заказанной ткани идет на пошив коллекции, но какая-то часть остается в виде тканей. Например, марка закупила десять километров ткани, а для коллекции использовала только девять, или девять пятьсот. Сами понимаете перепроизводство никому не нужно. Соответственно у производителя остается определенный объем невостребованной ткани. На следующий сезон они закажут другую ткань под новые модели. Вот эта ткань с серьезным дисконтом уходит стокистам – так в Италии называют тех, кто занимается стоковыми тканями.

Я точно не знаю, как они договариваются с фабриками о покупке стоков. Как я поняла, работают личные связи. Плюс они выкупают весь сток у производителя лотами, то есть собирают все остатки ткани и выставляют на них общую цену, а стокист либо выкупает все, либо отказывается.

Это механизм, как появляются стоки от коллекций известных марок. Естественно стокисты в дальнейшем делают свою наценку и продают далее клиентам. Когда мы прилетаем в Италию, то мы покупаем эти ткани. В этой схеме работы есть свои плюсы и минусы. Первый плюс, это безусловно цена, потому что стоковые ткани стоят примерно в два раза дешевле, по сравнению с вариантом заказа регулярной ткани. Для примера, в весенне-летней коллекции у нас есть серо-голубые брюки с завышенной посадкой. Это сток Hugo Boss, причем это не просто шерсть, а Virgin Wool (кто не в курсе можете почитать в интернете, что это такое). Так вот, если бы мы заказывали эту ткань на выставке как регулярную, то она нам обошлась бы в районе 25-28 евро. На складах в Италии мы ее купили значительно дешевле.

В зимней коллекции у нас были рубашки, сделанные из ткани Loro Piano, шерсть-шелк. Даже не знаю, сколько такая ткань стоит в «регулярке», потому как даже в стоках она стоит прилично. Правда достаточно до нее дотронутся и обычно у покупателей отпадают все вопросы – нереальная ткань. Для интереса можете посмотреть стоимость женской рубашки у брендов, сходную по составу.

Все было бы прекрасно, цена, качество, но есть и серьезные минусы в этой схеме. Первый минус, это непредсказуемость ассортимента. Когда ты приезжаешь на склад ты не знаешь, какой ассортимент ты увидишь. Чаще всего конечно есть что выбрать, но когда ты, например, ищешь ткани под конкретную модель, то ее может не оказаться. Тогда приходится перестраиваться или придумывать что-то на ходу.

Второй минус – далеко не всегда есть достаточный метраж ткани. Это с точки зрения производства. Потому что тебе может очень понравится ткань, но если ее осталось десять метров, то вообще нет никакого смысла ее брать. Сошьешь ты три-четыре модели, при этом сколько времени уйдет на разработку, перенастройку оборудования и прочее. Поэтому мы стараемся меньше 40-50 метров не брать. Зато маленькие метражи прекрасно подходят для ателье и магазинов тканей. На складе всегда видно кто делает закупку. Производители обычно берут рулонами большие метражи, но меньшего ассортимента. Магазины тканей и ателье большой ассортимент и маленькие метражи.

Третий, возможно самый большой минус. Отсутствие повторяемости тканей. Например, ты взял ткань, сделал из нее чудесную модель. Она моментально продалась в магазинах, ее хотят все оптовики, но ткани на нее уже нет. Вот у нас сейчас такая ситуация с несколькими моделями из ткани Max Mara. Заказов не нее больше, чем у нас ткани и добрать ее банально негде.
Самое смешное, что я на стоковых складах встретила всех московских оптовиков, у которых я покупала ткани. Ребята конечно делают мягко говоря нехилую наценку, хотя меня же никто не заставлял покупать у них по «конскому» ценнику. Но конечно после Италии вопрос закупок тканей в Москве для меня был закрыт.
Это я рассказала о первом виде стоков – стоковая ткань от коллекций. Есть еще один вид стоков – стоки от регулярной ткани. Это когда производитель изготавливает ткани не под конкретного заказчика, а для продажи. Тогда ты приезжаешь и берешь готовые рулоны. В этом случае минимальный метраж обычно 50 метров, что нас вполне устраивает. Часто есть возможность доказывать необходимую тебе ткань. Это очень удобно при работе с тканями, которые востребованы в любой коллекции. Например, всегда нужны черные и белые хлопки. У нас в Италии есть поставщик, который готов оперативно сделать поставку таких хлопков. Другой пример с трикотажем. Например, мы нашли итальянского поставщика, и я просто в восторге от качества наших водолазок. Более того, по своему личному опыту могу сказать, что они гораздо качественней, водолазок моих европейских брендов.

Теперь про регулярные ткани. Здесь ситуация немного другая. Ткань производят под тебя, можешь даже выбрать цвет по понтону и ее окрасят так, как ты хочешь. Из минусов. Есть всегда минимальная партия, я уже писала 200-300 метров минимум. Цена существенно выше. Сроки изготовления ткани под заказ – часто это 2-3 месяца. При этом нужно понимать, что создание коллекции из регулярных тканей дает возможность работать по системе предзаказа.

В настоящий момент мы используем комбинированную схему закупки тканей. Большинство моделей создается из стоковых тканей. Несколько раз в год мы летаем лично в Италию. Постепенно и аккуратно начинаем работать с регулярными тканями. Пока только в случаях, когда знаем, что из этой ткани будет несколько моделей и мы сможем осилить 300 метров ткани. Либо ткань, которую нельзя купить нигде, только заказать под себя. Для зимней коллекции 2018 мы закажем нереальный трикотаж. Я ничего подобного не видела ни на одном складе. К сожалению, от некоторых тканей придется отказаться, несмотря на их уникальность.

После начала работы по тканям с Италией, я еще год перерабатывала то, что закупила в Москве. Пришлось пересчитывать себестоимость себе в убыток, до ценового уровня поставок тканей из Италии. Но сейчас, наконец то мы эту тему закрыли.

Вообще, что касается тканей, то у нас периодически начинаются споры, относительно того, на сколько качество, натуральность тканей является ценностью для покупателя. Иногда я оказываюсь в одиночестве, отстаивая концепцию использования качественных тканей. Они естественно стоят дороже. Но я сразу решила, что из дерьма я шить не буду.

Пару раз я давала слабину. Мы оправили на Валдбериз шелковые блузоны. Это был шелк Max Mara, и покупали мы его на их стоковом складе. Очень необычный шелк, с интересной текстурой, которая видимо была непривычна некоторым покупателям. В комментариях обсуждалось, что это обман производителя и что на самом деле это не шелк, а полиэстер.

Кстати проверяется это очень легко в полевых условиях. На складах в Италии все ходят с зажигалками. Знаете, почему? Проверяют состав ткани, а проще говоря поджигают ее. А дальше ориентируются на запах при горении и консистенции оплавленной ткани. У шелка и полиэстера совсем разный запах, плюс на шелке опаленная сторона превращается в пыль, когда ее трешь пальцами, а у полиэстера она напоминает оплавленную пластмассу.

Тогда конструкторы и дизайнеры скооперировались и начали проталкивать идею, что раз покупателям все равно, то зачем использовать дорогой шелк, когда можно ограничиться дешевым полиэстером. Тем более и швеи просто вешаются, когда мы запускаем шелковые вещи, потому как он существенно сложнее в работе.

Тогда я согласилась рассмотреть альтернативу. На следующий день мне привезли китайский полиэстер, из который используют многие производства. Да он стоил меньше 2-х долларов. Но даже по виду это было редкостное … Я не смогла переступить через себя.

Мы используем полиэстер и вообще синтетические ткани. Но поверьте синтетика синтетике рознь. Мы возим из Италии Японский полиэстер. Да он в десять раз дороже китайского, но это вообще другой уровень ткани.
Я сама ношу наш костюм из японского полиэстера, и довольна как слон. Тактильно он как шелк, при этом намного практичней.
Но споры относительно того, насколько для покупателя важным является натуральность тканей у нас периодически продолжаются. Я уже согласилась для более демократичной нашей марки «BONALI» использовать турецкие ткани. Хотя по факту качественные «турки» ненамного дешевле итальянцев.

Вот такая ситуация с тканями. Если кого-то интересует эта тема более подробно в профессиональном плане могу еще много чего рассказать, если нужно поделиться информацией и контактами. Но это, наверное, лучше писать в «личку», потому как подробности большинству будут неинтересны.


Читайте также



28 Февраля 2018

Часть 9. Эволюция дизайна II

Продолжение истории про дизайн и дизайнеров. В прошлый раз мы остановились на том, что я рассталась с «ведущим» (именно в кавычках дизайнером).

Вернуться к списку


Рубашки Bonali
Платья Bonali


Подписаться на рассылку



Наши партнеры

8 800 333 50 97