Содержание
- Кто такой Духовный наставник?
- Для чего нужна система наставничества
- Каждому ли предпринимателю нужен ментор
- Плюсы наставничества
- Кто вас тренирует или наставляет?
- Как найти духовного наставника?
- Наставник – это эксперт?
- Кто такой наставник?
- Зачем становиться наставником?
- Залог успеха
- Как найти наставника?
- Какими компетенциями должен обладать наставник?
- Из отзывов:
- Подводные камни наставничества
- Критерии выбора наставника
- Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
- Кто такой менти?
- Что значит наставничество в бизнесе
- Формат работы
- Итоги
Кто такой Духовный наставник?
В мире большое количество всевозможных организаций, религиозных конфессий и духовных учений. В каждом из них сосредоточен опыт, который они передают новым членам и прихожанам.
Духовный наставник — это человек, который имеет свой личный опыт в развитии и духовном просветлении. Он решил свои проблемы и достиг желаемых целей с помощью определенных инструментов своей программы.
Одна из важных составляющих любого учения — это передача собственного опыта по духовному росту и достижению просветления.
Личный психолог решает только конкретную проблему с помощью психологических приемов по избавлению от страхов, негативных чувств.
Духовный наставник, в отличие от психолога не пытается решить Ваши проблемы. Он дает знания по духовному росту. В результате перенятия его опыта человек сам избавляется от негативных эмоций, избавляется от отрицательных черт своего характера.
Для чего нужна система наставничества
В любом бизнесе, который так или иначе завязан на людях, расширяется и переживает смену кадров, наступает момент, когда руководитель задает себе вопрос — как обучать новых сотрудников и вводить в уже образовавшийся коллектив?
Отлично, если руководитель задается этим вопросом до прихода новичков и готовит плацдарм для их адаптации. Но бывает, что сотрудник получает на старте комплект инструкций, в которых ему приходится разбираться самостоятельно. Результат — недоверие сотрудника к новой компании и снижение мотивации к работе. Чтобы этого не случилось, есть профессиональное решение — система наставничества.
Для них проводились специальные тренинги по всем актуальным темам сферы гостеприимства
У одного наставника могло быть до 3-4 стажеров каждому из которых требовалось внимание. . В ходе работы также возникали ситуации, с которыми сотрудники кафе сталкивались впервые: можем ли мы пустить в кафе гостя с животными, разрешаем ли пользоваться уборной всем или только гостям, должен ли кофе с собой зимой и летом быть одной температуры и многое другое
Все вопросы выносились на обсуждение руководства — и так появлялись новые правила
В ходе работы также возникали ситуации, с которыми сотрудники кафе сталкивались впервые: можем ли мы пустить в кафе гостя с животными, разрешаем ли пользоваться уборной всем или только гостям, должен ли кофе с собой зимой и летом быть одной температуры и многое другое. Все вопросы выносились на обсуждение руководства — и так появлялись новые правила.
Фото: PRIME
Сегодня в кафе на одного наставника приходится один стажер. Кассир проходит обучение в течение минимум двух недель, а менеджер — в течение месяца. С развитием и расширением сети мы поняли, что система наставничества стала неотъемлемой частью PRIME: 70% своих знаний наши сотрудники получают на рабочем месте и только 30% — на тренингах в классах.
Система наставничества в PRIME — это четко отработанный, но гибкий механизм, поскольку каждый новый сотрудник привносит в компанию что-то новое.
Каждому ли предпринимателю нужен ментор
Не все новички в бизнесе нуждаются в наставнике. Например, часто предпринимателями становятся бывшие управленцы, которые обладают хорошим опытом в выбранной сфере деятельности, поэтому они не нуждаются в помощи.
Некоторые люди просто не могут найти хорошего наставника, причем обычно такая проблема возникает в небольших городах. Поэтому приходится справляться своими силами.
Как искать бизнес-наставника? Фото: pexels.com
Как найти наставника
Существует много способов, позволяющих найти наставника. Обычно используются следующие варианты:
- посещение разных мероприятий, предназначенных для представителей бизнеса;
- использование всевозможных сайтов или социальных сетей;
- оплата услуг сервисов, специально созданных для привлечения менторов.
Перед началом сотрудничества следует убедиться, что выбранный наставник действительно является опытным и профессиональным.
Что требуется ментору
Сами наставники могут получать моральное удовлетворение от своей деятельности. Некоторые предлагают свои услуги за определенную плату.
Лучше с самого начала договориться о точной стоимости услуг, причем нередко менторы получают свой доход в зависимости от результатов деятельности подопечных.
Как искать ментора:
Плюсы наставничества
- Если руководитель занимается наставничеством, значит, он продолжает развиваться. От человека, который передает знания, требуется постоянный рост и движение «вперед». Также, в процессе этой передачи человек оттачивает эти самые знания. На самом деле, если руководитель развивается, он в том или ином виде все равно будет делиться своим опытом: индивидуально наставлять или проводить общие собрания, например, по качеству работы.
- Менторство означает, что руководитель «в теме», он понимает и изучает, что происходит вокруг, какие тенденции и течения сейчас на рынке, а в наше время все меняется очень быстро. Если руководителю есть, чем поделиться и что продвигать, то он точно держит «руку на пульсе» и всегда в рыночном потоке.
- Руководитель, который передает знания, всегда хочет увидеть обратную реакцию. Это означает, что он, в хорошем смысле, следит за тем, как сотрудники реагируют на информацию от него. Он ждет, что они на «одной волне». Такой руководитель всегда старается чувствовать коллектив, взаимодействовать с ним, создавать или изменять микроклимат. Это важная кадровая составляющая успешного дела.
- Через наставничество передается культура компании, ее стиль, миссия, та черта, отличающая ее от других. Для некоторых направлений бизнеса этот штрих может иметь, прямо скажем, решающее значение.
Из вышеописанного становится понятно, зачем руководителю необходимо наставлять своих сотрудников: для своего развития и развития коллег, для того, чтобы держать руку на пульсе, как на всем рынке, так и внутри компании.
Кто вас тренирует или наставляет?
“Над чем вы работаете со своим тренером или наставником?» — это вопрос, который лидеры должны задавать тем, кто их тренирует или наставляет. Обучение является топливом для достижения совершенства и имеет решающее значение для сохранения актуальности и адаптации. Тренеры и наставники, у которых есть тренеры и наставники, сами демонстрируют, что они также являются учениками. Обучающее мышление, которое коуч или наставник привносит в отношения, добавляет ценности лидеру.
В будущем россияне смогут отказаться от пластиковых карт и металлических денег
Как использовать ИИ в бизнесе: компании надо срочно адаптироваться в сфере цифры
Что учесть и каких ошибок следует избегать при выборе: советы застройщиков
Как найти духовного наставника?
Хороший духовный наставник обладает следующими чертами:
- Видит разницу между добром и злом;
- Продолжает заниматься своим духовным развитием;
- Не интересуется материальными ценностями;
- Избавлен от эгоистичных черт своего характера;
- Понимает истинную природу реальности.
Не нужно вести специальные поиски наставника. Если Вы верующий человек, то попросите Бога дать Вам наставника и в скором времени такой человек появится в Вашей жизни.
Продолжайте свой духовное рост, изучайте практики, пользуйтесь всеми инструментами Вашего учения. Посещайте места, которые Вы считаете важными для своего духовного развития.
Любой человек может искренне попросить свою высшую силу о том, чтобы нужный человек пришел в его жизнь. Не сомневайтесь в том, что духовный наставник появится в нужное время.
Наставник – это эксперт?
Большинство «экспертов» — это почти ругательство, так как они приведут вас совершенно не в то русло. Мы уверены, что вы встречали людей, которые сами ничего не добились, но теперь ходят по встречам, за которые им падают деньги, и учат. Человек, который делать умеет, обычно делает, а не разговаривает.
Наставники – это люди дела. Они чаще всего имеют свой собственный бизнес, могут стать не только вашим наставником, но и бизнес-ангелом. Игорь Рыбаков – хороший пример такого наставника: есть бизнес, есть понимание сферы, есть возможность подсказать. Или Оскар Хартманн, который был наставником для создателя CarPrice Эдуарда Гуриновича.
Второй тип наставников – топ-менеджер в крупной отраслевой фирме типа Google, Microsoft, Intel. Это люди, которые ежедневно находятся «в теме». Таким наставником для Animo стал Алексей Николаев – директор по развитию предпринимательства по России в Intel.
5 качеств хорошего наставника, а не «эксперта»:
- мудрость;
- видение трендов. Причем, под трендом можно подать что-то популярное, а я имею в виду те тренды, которые ведут к результату;
- связи;
- мировоззрение без конфронтации и противоречий;
- опыт. И именно опыт в сфере, которой занимаетесь вы сами. Он не обязательно должен быть инженером, но нужно понимать специфику отрасли.
Кто такой наставник?
Наставник — это человек со своей жизненной философией построения счастья. Роль наставника для учеников – помочь ухватить, улучшить свою жизнь, прорваться сквозь вязкость быта для того, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны. Текущий момент – праздничный или торжественный, рутинный или повседневный, слишком краток, чтобы ним пренебрегать.
Упущенные возможности или недооцененные моменты в жизни – именно то, о чем жалеют люди в зрелом возрасте. Но есть и хорошая новость – умению чувствовать жизнь здесь-и-сейчас можно научиться. Причем для этого не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мышления помогут приобрести способность жить в настоящем как тогда, когда все были детьми.
История знает множество наставников, способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после – делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хайям, Антон Макаренко, Далай Лама XIV и Билл Гейтс – они в свое время были учениками, прежде, чем стать духовными лидерами или наставниками.
Учителя были у обычных мастеров и императоров, а сегодня без упоминания имен наставников не обходится ни одна церемония вручения, будь то премия по журналистике либо диплом окончания колледжа. Писатель и мотивационный оратор Ник Вуйчич написал в своей автобиографии: «В те моменты, когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы, положитесь на людей, готовых стать вашими наставниками».
Зачем становиться наставником?
Официальное законодательство не предусматривает такого понятия, то есть в принудительном порядке заставить опытного сотрудника выполнять функции наставника невозможно. Работодатель может мотивировать потенциального наставника различными способами:
- дополнительным вознаграждением;
- улучшением статуса;
- возможностью развить навыки управления;
- другими «бонусами», обусловленными хорошим отношением руководства.
Человек, успешно «наставивший» менее опытных сотрудников, имеет больше шансов в будущем самому занять руководящую должность, поскольку досконально разбирается в функциональных обязанностях и умеет управлять людьми. Ведь уча других, учишься сам.
Залог успеха
Хотя эти статистические данные обнадеживают, важно помнить, что наставничество — это не волшебная палочка, которая автоматически создает успех. Истина заключается в том, что эффективное наставничество требует усилий как со стороны наставника, так и со стороны подопечного
Отличные результаты совместной работы появляются тогда, когда обе стороны заинтересованы во взаимодействии, имеют общие цели и понимание того, что им нужно достичь.
Залог успеха невозможен без трех составляющих:
- Хороший наставник.
- Хороший подопечный.
- Активное взаимодействие.
Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.
Как найти наставника?
Первые наставники – это родители. На сознательном или бессознательном уровне они передают ребенку свой жизненный сценарий. Школа, институт – в период обучения учителя появляются, будто сами собой, об их влиянии на собственную жизнь люди осознают намного позже. Но с возрастом все видится по-другому.
Взрослый человек уже имеет собственное мнение, а жизнь рассматривает сквозь призму пройденного опыта. Но для того, чтобы только обозначить свой путь, нужно научиться классно подражать своим учителям. Музыканты учатся воссоздавать мелодии популярных групп. Поэты имитируют стиль известных лириков. Программисты мечтают создать собственный GOOGLE. Прежде, чем отправиться на поиски наставника, следует задать самому себе 3 вопроса:
- В какой сфере жизни я хочу достичь успеха. Во вселенной все взаимосвязано: личные достижение приводят к переменам на работе и наоборот. Но если человек планирует развиваться как профессионал, то должен искать собственного ментора (наставника в среде бизнеса). Для сознательной работы над собой, которую чаще называют саморазвитием, нужен Духовный Учитель.
- На какой стадии развития я нахожусь. Для того, чтобы попасть в олимпийскую сборную, начинающий спортсмен должен пройти нескольких тренеров. Первый учит бегать трусцой или правильно шнуровать кеды. А к вершинам спортивного олимпа ведет уже другой человек. На разных стадиях развития срабатывает иная философия. Новичку в любой сфере трудно постичь тонкости мастерства человека, находящегося на вершине.
- Какой мой личный тип мотивации из двух возможных вариантов: стремление к успеху или желание уйти от проблем. Кто-то стремится к здоровью, а кто-то пытается избавиться от болезней. Кто-то хочет больше заработать, а кто-то всю жизнь убегает от нищеты. Метод пресловутого кнута и пряника работает по этому принципу.
Наставник не обязательно должен быть один. Иногда для того, чтобы начать путь собственных изменений, нужно полностью поменять окружение. Первое, что должен сделать человек на пути изменения жизни – найти «свою стаю» единомышленников. Когда человек находит друзей, соратников, которые полностью поддерживают его стремления, изменения происходят сами собой.
Какими компетенциями должен обладать наставник?
Формальные компетенции, знания и опыт.
Наставник должен обладать обширными компетенциями и большим опытом. Сочетание различных точек зрения и гибкого подхода помогает ему не только находить мудрые решения ваших проблем, но также находить вас и передавать вам часть этой мудрости.
Я бы выделил две группы наставнических компетенций.
1. Твердое знание данной области. Когда дело доходит до бизнес-наставничества, это могут быть знания, охватывающие сложные области, такие как финансы, стратегии, структуры, системы, модели. А также знания, связанные с мягкими навыками, например, установление отношений, разрешение конфликтов и заключение соглашений, переговоры, мотивация сотрудников, создание командной атмосферы и организационной культуры, оказание влияния. Следовательно, это навыки и компетенции, которыми должен обладать опытный менеджер и предприниматель.
2. Компетенции мягкого наставничества. Однако далеко не каждый опытный и успешный предприниматель может поделиться своим опытом так, чтобы у его подопечных тоже были шансы на успех. Для этого требуются наставнические компетенции – способность вести другого человека через процесс обучения таким образом, чтобы он приобрел свои собственные компетенции и независимость.
Дело не в том, что наставник ведет за руку и указывает (или навязывает) решение в каждой ситуации. Но речь идет о том, чтобы научить подопечного (студента) находить свои собственные решения и принимать свои собственные решения. Что он будет стремиться к своей независимости, а не к привязанности.
Хорошее и эффективное наставничество – это искусство и личность.
Очень часто самое важное для вас – это наставнические компетенции, то есть само искусство быть наставником. Умение задавать вопросы, отражать проблемы, переводить и сравнивать
Гибкий поиск решений и новые способы действия.
Стоит подчеркнуть, что важны не столько возраст наставника, личный опыт или его одержимость, сколько его способность высвободить дремлющий потенциал ученика и начать его развитие. Это искусство, которому не учат ни в одной школе. Сочетание жизненного опыта, мудрости, личности и немного психологических знаний.
Из отзывов:
“Наставник Олега Геннадиевича. Монах с 20 летним стажем. Доносит на каком-то космическом уровне. В самом прямом смысле «трансцендентном». По всем моим ощущениям буквально Святая личность…
Личная встреча состоялась на Фестивале Благость 2017. Очень показательным были личные ощущения от этой встречи… Когда всё, что я о себе по своему скудоумию возомнил, было в миг уничтожено. Просто распалось, рассыпалось в пыль, от контакта с такой величиной, силой и глубиной. И естественным образом появилось смирение и желание предаться…
Огромная благодарность Богу, что в моей жизни выпала возможность просто быть рядом с таким человеком.” (с сайта: http://duhovnoe-znanie.ru/uchitel/oleg-suncov/)
Подводные камни наставничества
Но, как и в любом деле, всегда есть «подводные камни». Одной из таких точек преткновения в построении идеальной организации, где каждый руководитель чей-то наставник, является тот факт, что некоторые люди не хотят или не могут быть менторами.
Причин, почему так, может быть несколько. Для начала, будущему наставнику необходимо обладать такими обязательными для обучения чертами характера, как терпение и ответственность. Кроме того, ментор должен уметь объяснять простым языком, а также выработать навык эмпатии, чтобы чувствовать состояние обучаемого, лучше понимать его
Последнее очень важно в компаниях бирюзовой модели бизнеса, к которым относится наша организация
Если в классическом менторстве акцент делается на профессиональных моментах, то в бирюзовой организации важно, чтобы человек развивался разносторонне, не только в своей должности, но и физически, ментально и в личном плане. Поэтому каждый наставник в бирюзовой организации становится немножко психологом. . И напоследок важный вопрос: можно ли человека заставить стать наставником, или это все-таки должен быть душевный порыв? На мой взгляд, первое – довольно сложная задача, потому в человеке должны быть заложены определенные характеристики, но уверен, что развиваться можно всегда и каждому, любые навыки и умения нарабатываются, в том числе и менторства, хотя для этого нужно время
И напоследок важный вопрос: можно ли человека заставить стать наставником, или это все-таки должен быть душевный порыв? На мой взгляд, первое – довольно сложная задача, потому в человеке должны быть заложены определенные характеристики, но уверен, что развиваться можно всегда и каждому, любые навыки и умения нарабатываются, в том числе и менторства, хотя для этого нужно время.
Критерии выбора наставника
Если вам хочется иметь самые лучшие результаты, разработать самую эффективную стратегию в вашем бизнесе, при выборе наставника необходимо проявить здравый смысл, прислушаться к себе и четко все проанализировать.
5 критериев, которыми следует руководствоваться при выборе наставника:
В первую очередь, необходимо обратить внимание, на то, какие результаты имеет наставник. Есть результаты и они вас устраивают, отлично
Проанализировать, какие результаты есть у учеников наставника. Если вы решили у кого-то учиться, нужно точно понимать, что выбранный наставник может преподавать и какие результаты достигли его ученики. Личностные ценности наставника и ваши должны совпадать. Если ценности не совпадают вы будете сопротивляться, время будет потрачено неэффективно. Обязательно необходимо доверие, вы должны доверять. Наставник должен сам следовать тому, чему учит. Цепочка преемственности. Наставник должен иметь достаточно опыта, в достижении отличных результатов и в избежании многих ошибок. Чем больше опыт, тем лучше.
Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
Сэр Ричард Брэнсон, пожалуй, самая яркая и неоднозначная фигура современного бизнеса: миллиардер, авантюрист, любитель эпатажа, автор множества смелых бизнес-идей, ставших примерами как оглушительного успеха, так и грандиозного провала. Казалось бы, второго такого персонажа быть не может.
Но задолго до сэра Ричарда роль всеобщего возмутителя спокойствия в бизнес-среде играл другой не менее легендарный сэр — Фредди Лейкер. Как и Брэнсон, Лейкер плохо учился в школе, но с детства отличался предприимчивостью. Выходец из бедной семьи, он вынужден был подрабатывать и постоянно пробовал новые бизнес-идеи. Он рано увлекся авиацией: до Второй мировой войны работал на авиазаводе, с ее началом стал авиамехаником, ремонтировал боевые самолеты и выучился на пилота. После войны он экспериментировал с различными бизнес-идеями в авиации — основал несколько компаний, занимавшихся авиаперевозками. Какие-то бизнес-идеи оказались удачными, какие-то провалились.
Но настоящий прорыв произошел в начале 1970-х, когда Лейкер загорелся идеей совершить революцию на рынке и запустить трансатлантический маршрут, билеты на который будут стоить намного дешевле, чем у остальных авиакомпаний. По его задумке, полет через океан должен был стоить столько же, сколько и поездка на поезде. Говоря современным языком, он решил создать лоукостер.
Почти шесть лет ушло на войну с авиационными властями, прежде чем состоялся первый полет его новой авиакомпании Skytrain. В то время отрасль была еще более зарегулирована, чем сейчас. К тому же крупные авиакомпании резонно опасались, что дерзкий новичок «обрушит рынок». Лейкер не стеснялся называть вещи своими именами. Его резкие высказывания в адрес конкурентов и властей не раз попадали на страницы газет. Он активно использовал нестандартные ходы для рекламы своей компании и применял агрессивные стратегии, граничившие с авантюризмом. И это давало эффект: загрузка его рейсов колебалась от 75 до 80% — невиданный для того времени показатель. Стоимость перелета Лондон — Нью-Йорк в одну сторону начиналась от $135 — у конкурентов цены держались в районе $500.
Однако долго так продолжаться не могло. Pan American, Trans World Airlines и British Airways стали планомерно снижать стоимость билетов, лишая Skytrain главного козыря — дешевизны. Факт сговора доказан не был, но эти действия вместе с нарастающим экономическим кризисом сделали свое дело — в 1982 году Skytrain обанкротилась. Лейкер судился с British Airways и выиграл иск, но компанию это не спасло.
Тем не менее авторитет и слава сэра Фредди Лейкера были столь велики, что когда три года спустя Брэнсон решил основать авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, то недолго раздумывал, к кому обратиться за советом и помощью. Он пригласил Лейкера на ланч и поделился своим замыслом. Как позднее писал Брэнсон в своей книге «К черту все! Берись и делай!», Лейкер сказал ему:
«Будь готов к грязным приемчикам British Airways. Это их подлые трюки разорили меня. Не позволяй им сделать то же самое с тобой. Подавай жалобы во все инстанции. Моя ошибка была в том, что я не жаловался».
Брэнсон воспользовался этим советом и подал в суд на British Airways в 1992 году, когда усилившаяся конкуренция между ними действительно вылилась в серию «грязных трюков» со стороны национального перевозчика. British Airways решила не доводить дело до судебного разбирательства и выплатила Брэнсону компенсацию. Позже Ричард говорил: лучшее, что посоветовал ему Фредди Лейкер, — это подать в суд на British Airways до того, как они его разорят.
Для нас же наибольший интерес вызывает другой важный совет, который Лейкер дал своему ученику. Virgin Atlantic Airways не могла похвастаться таким же рекламным бюджетом, как ее конкуренты. Лейкер подсказал своему протеже выход из ситуации — самому стать лицом компании и продвигать ее силой собственной харизмы. В своей книге Брэнсон пишет об этом так:
«Он сказал мне: «Используй себя. Не бойся выставить себя дураком. Иначе ты не выживешь». Этот совет повлиял на весь мой подход к бизнесу. Я принял его и с тех пор все время искал оригинальные способы выделиться из толпы. Я обнаружил, что с помощью необычных и забавных способов больше шансов оказаться на первой полосе газеты, чем на последней».
То, что Брэнсон последовал совету Лейкера, отразило их сходство друг с другом. Благодаря этому две яркие, неординарные и достаточно неуживчивые личности сумели найти общий язык, более того — построить долгосрочные доверительные отношения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Кто такой менти?
Подопечный — это человек, мотивированный на обучение, профессионал, которому нужна поддержка для достижения своих целей.
Кто может стать менти?
Человек, который хочет стать подопечным, должен иметь открытый ум, уметь смотреть на ситуацию с разных точек зрения, уважать опыт и мнения других, быть честным и открытым с наставником, уметь размышлять и, прежде всего, быть хорошим слушателем.
Конечно, результат всегда зависит от обеих сторон, но подопечный должен быть способен взять на себя ответственность за результаты саморазвития.
Важно помнить:
- Не перекладывайте всю ответственность за собственное развитие на другого человека. Менти должен четко понимать, что он сам должен направлять траекторию своего развития, а программа, тренеры, менторы, наставники — лишь его помощники на этом пути.
- Нет необходимости начинать программу, если нет четкого понимания ее цели. Делать что-то только для того, чтобы поставить галочку, бессмысленно. Именно здесь может помочь координатор: вместе с будущим подопечным он/она подумает, есть ли у него/нее цель — не является ли она настолько расплывчатой, что пока не стоит обращаться к наставнику.
- Вы не можете копировать чужую жизнь. Вы не можете сделать копию карьерного пути какого-то успешного профессионала. Результат всегда будет отличаться от вашей ролевой модели, потому что у каждого человека свой набор профессиональных компетенций и личных качеств.
Даже с наставником и ментором ученик должен уметь брать ответственность за себя
Что значит наставничество в бизнесе
Слово «mentor» в переводе с английского языка – это «наставник». Так звали персонажа древнегреческого мифа. Ментор отличался мудростью, и люди часто обращались к нему за советом. До некоторых пор это слово сохраняло первоначальный смысл. Спортсмены, артисты и политические деятели называли ментором человека, который был авторитетом и играл большую роль в их жизни и карьере.
«Наставничество», как и слово «коучинг», трактуют по-разному. Приведем примеры, помогающие понять, насколько разнообразны определения наставничества в бизнесе и других сферах жизни.
Англичанин Дэвид Меггинсон одним из первых попытался объяснить этот термин. Он определил, что «наставничество – существенная помощь персоналу…, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Наставничество требует некоторого уровня доверия, потерянного в отношениях «судейского» линейного менеджмента, требующего поддержания дисциплины и оценки уровня мастерства и профессионализма».
Совет национальных академических наград и Государственной службы обучения в своем докладе, опубликованном в 1989 году, сообщил, что «существует множество определений и точек зрения на роль наставника, и все они содержат в себе глаголы «поддерживать», «руководить», «содействовать». То есть смысл менторства не в том, чтобы указывать и ставить ограничения, а в том, чтобы слушать, задавать вопросы и раскрывать потенциал.
Наставничество в бизнесе необходимо, если предприниматель хочет научиться управлять организацией. Ментор помогает сформировать правильные установки и стимулирует подопечного применять знания в управленческой практике. Высококлассный наставник имеет богатый жизненный и деловой опыт и понимает, какая роль отведена ему во взаимоотношениях с клиентом. Кроме того, большое значение имеют его личностные качества.
Наставник имеет огромный опыт и с удовольствием делится им с теми, кто только начинает путь к успеху. Между ментором и подопечным должны установиться доверительные отношения. Общение необходимо строить на равных. Но иногда наставнику необходимо возлагать на себя функции родителя, поскольку он напрямую влияет на развитие своего ученика.
Наставничество в бизнесе подразумевает коучинг, консультации и нетворкинг. Ментор не должен пытаться впечатлить подопечного своими компетенциями. Его главная задача – мотивировать, поддерживать в деятельности, заряжать энергией на активные действия.
Формат работы
Процедура сотрудничества с ментором делится на несколько этапов:
- первоначально назначается первая встреча, которая может осуществляться в реальности или по интернету;
- далее ментор уделяет своему подопечному несколько часов в неделю или несколько дней в месяц;
- на каждой встрече обсуждаются самые важные вопросы, возникающие у новичка, а также изучаются способы решения проблем;
- некоторые менторы предлагают возможность обращаться к ним в любое время, но обычно это приводит к неэффективному использованию времени наставника.
Некоторые решения, предлагаемые менторами, часто воспринимаются предпринимателями негативно, так как являются неожиданными и специфическими. Но после общения и изучения ситуации с нескольких сторон можно убедиться, что более опытные бизнесмены действительно умеют пользоваться необычными способами, позволяющими справиться с кризисом или иными проблемами.
Менторы представлены наставниками предпринимателей, являющихся новичками в бизнесе. Их можно найти на разных мероприятиях для бизнесменов или на специальных сервисах в интернете. За счет такого сотрудничества обеспечивается успешная деятельность новых владельцев бизнеса.
Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей
Итоги
Общение с наставниками для меня, пожалуй, самое лучшее времяпровождение в жизни, как с друзьями и семьей
Наставники – это те люди, наличие которых в моей жизни побуждает меня стремиться к новым вершинам и помогать другим.
Не зря говорят, что сильные люди – это не те, которые могут опустить других, а те, которые,наоборот, могут поднимать до своего уровня.
Развивайтесь, не стесняйтесь просить совета и будьте сильными!
И приглашаем в наш клуб “Growth Factory Academy” где мы помогаем компаниям размером от 5 до 200 развивать свои бизнесы даже в это не простое время с помощью:
- регулярных занятий и мастерклассов (8 в месяц)
- доступ к закрытой библиотеке конференций Outsource People и тренингов за 8 лет
- закрытое сообщество из 250+ директоров
Павел Обод
Партнер и основатель “Growth Factory”